Ровно неделю назад британская газета Financial Times опубликовала крайне резкий редакционный комментарий о политике России на Кавказе. Тот материал назывался «План для Чечни» и был вскоре переведен сразу несколькими российскими изданиями. Напомним, что идея, изложенная в статье в весьма сомнительных выражениях, сводилась к следующему: Россия не может сама цивилизованными методами решить проблему Чечни, и поэтому Запад должен вмешаться в конфликт. Financial Times считает, что НАТО или ООН должны ввести войска не территорию мятежной республики, при этом бояться реакции Москвы не стоит, надо только дать русским денег, и они согласятся с зарубежным вмешательством в дела своей страны.
28 августа та же газета, Financial Times, опубликовала на своей десятой полосе открытое письмо посла России в Британии Григория Карасина, а над ним была помещена заметка журналиста Роберта Катрелла. В ней мысли скандального комментария от 23 августа повторены буквально полностью, чуть ни с прямым цитированием, нет только идеи западной интервенции в Чечню.
Перевод открытого письма российского дипломата наша редакция публикует полностью.
Главному редактору газеты The Financial Times
Сэр!
Позвольте мне не согласиться с некоторыми идеями, высказанными в недавних публикациях, появившихся на страницах The Financial Times, а в особенности с передовицей от 23 августа, со статьей «План для Чечни». Тот редакционный комментарий, претендующий на анализ ситуации в Чечне после трагического крушения вертолета, унесшего жизни 116 российских военнослужащих, представляет вниманию читателя целый ряд неверных выводов. Я имею в виду ваше предположение, согласно которому после событий 11 сентября в ответ на решительный выбор президента Владимира Путина и в обмен на активную роль нашей страны в борьбе против террора Запад будто бы должен был «закрыть глаза» на действия России в Чечне.
Теперь, хочет сказать Ваша газета, «настало время пересмотреть» этот подход. Такая позиция подразумевает, что политический выбор России мог быть куплен. Я хотел бы поинтересоваться у Вас, не слишком ли маленькую «цену» спросили с нас в нашей общей борьбе против терроризма, борьбе, которая стремится гарантировать безопасность всего международного сообщества. Некоторые люди склонны забывать, что если терроризм получает поощрение в одних областях, тотчас же перекидывается на другие регионы мира. Террористы, которые все еще продолжают действовать на территории Чечни, те террористы, помощь которым смогла быть пресечена благодаря общим усилиям в борьбе против террора, нынче внезапно могут радоваться, заручившись поддержкой авторитетных средств массовой информации.
Ваша газета позволила себе путать разные проблемы и темы. Ваша газета вводит читателя в заблуждение, когда она начинает говорить не о борьбе против террористов и головорезов, которые в течение длительного времени создавали неустойчивость во всем кавказском регионе и не позволяли своим собственным землякам жить нормальной жизнью, а о борьбе за права человека. Вы, сэр, будто скрываете от своих читателей подлинных преступников, как и их преступления, совершенные совсем недавно – убийства чеченских религиозных лидеров и администраторов этой республики. Между тем, международные усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить помощь местной администрации и законным органам управления.
Поддержка и солидарность со здоровыми силами в Чечне могли бы помочь заняться реально существующими проблемами республики. Что же касается попыток возвращения в политическую жизнь кого-нибудь из «лидеров чеченских борцов», то они едва ли внесут вклад в поиск эффективного и жизнеспособного решения данной проблемы. Ошибочно было бы возлагать большие надежды на политических деятелей, склонных к популизму и авантюрам.
Публикации подобных статей могут только разрушить то, что уже было нами достигнуто. Кажется, что некоторые люди все еще заинтересованы в эксплуатации трудностей России в своих политических целях. Мы все знаем, что старые кризисы, имеющие место в других странах, могут быть использованы для самых разных политических игр.
Реальное партнерство между странами, о котором мы так часто говорим, подразумевает и влечет за собой взаимное уважение и конструктивное политическое взаимодействие, в котором Россия играет активную роль, а не дипломатию мегафона. Именно дипломатия мегафона использует громкие, но при этом пустые лозунги и главным образом помогает лишь в одном – в том, чтобы завести ситуацию в тупик. Конечно же, и это тоже – вопрос принципов и политического выбора.
Григорий Карасин,
Посол России в Великобритании,
Лондон, Соединенное Королевство.