Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Болезнь нашего времени

Фальстаф в Мариинском театре

Когда в нашем оперном театре появляется человек из другого мира, это уже событие. Дело в том, что в России все на особый лад, в том числе и в опере. Здесь нет единого театрального пространства: у каждого жанра – свой электорат и свои имиджмейкеры: в оперу ходят одни, в кино другие, в драму третьи. Как правило, эти группы не пересекаются и по-разному выглядят. В театрально продвинутых странах Европы несколько иначе: опера является разновидностью современного театра, и люди, которые ей занимаются, могут ставить и в драме, и в шоу, и в кино. Патрис Шеро сделал революционную постановку «Кольца нибелунга» Вагнера в Байройте в 1976-м. Питер Брук -- автор оригинальной версии «Кармен». Ингмар Бергман – автор лучшего воплощения в мире оперы Моцарта «Волшебная флейта», которая в жанре телефильма была подарена европейскому зрителю к Рождеству 1974-го. Едва ли не самое видное проявление этой тенденции – наш плодовитый современник Боб Уилсон, американец, сделавший себе имя в Европе. Все, что Уилсон делает в театре – что «Зимняя сказка» Шекспира в Берлинер Ансамбль, что «Мадам Баттерфлай» Пуччини в Большом (обе премьеры в 2005-м), он готовит по одним лекалам и, кроме того, называет одним словом «опера», имея в виду его итальянское значение -- «создание», «труд».

В России, постепенно входящей в глобальный культурный контекст, движения в эту сторону наметились, но пока не стали тенденцией. В опере удачно и не очень ставил Темур Чхеидзе («Игрок» Прокофьева в Мариинском, 1991 и «Леди Макбет Мценского уезда» Шостаковича в Большом, 2004), эпохально и скромно Роберт Стуруа («Музыка для живых» Канчели в Тбилисской опере и «Мазепа» в Большом), в опере странно живет литовский гений Эймунтас Някрошюс, создавая свой автономный от музыки сценический мир («Макбет» Верди и «Дети Розенталя» Десятникова в Большом). В опере и драме одинаково точно и качественно работает Дмитрий Черняков -- «Похождения повесы» в Большом и «Двойное непостоянство» Мариво в новосибирском театре «Глобус» (выпущены в одном сезоне 2002-2003). Но несмотря на этот внушительный список, разделение территорий остается старым. Опера и драма – два отдельных мира, и в каждом – своя публика, эксперты, правила игры и продукция.

И вот в опере появляется не просто новое лицо, но лицо с биографией. Кирилл Серебренников – человек, который пришел в сюда не проторенной дорогой, имея за плечами музыкальное образование, допустим, консерваторию. У Серебренникова за плечами опыт современного театрального искусства: он сделал громкие постановки в драматическом театре («Откровенные полароидные снимки» Равенхилла в театре им. Пушкина, «Голая пионерка» Кононова в Современнике), работал на телевидении и в кино, кроме того, он известный персонаж светской жизни и даже медийное лицо. Серебренников входит в список тех, кто является лицом нашего времени и в этом качестве он был приглашен к участию в проекте «Жанна д’Арк на костре» Онеггера, где заглавную роль прочитала французская звезда Фанни Ардан (постановка в Доме музыки в Москве в ноябре 2005-го). Но «Жанна д’Арк» -- оратория, сделанная во входящем в моду жанре семи-стейдж (по сравнению с оперой – малобюджетный вид театра). А оперным дебютом стал «Фальстаф» в Мариинском театре.

Независимо от художественного результата, появление Серебренникова в опере – уже хорошо. Наша опера – штучное производство: здесь так всего мало, что каждое имя на вес золота, и к каждому новому лицу с надеждой устремляются взоры специалистов – вдруг что-что произойдет? Внемузыкальное происхождение тоже кстати: в этих случаях есть шанс найти что-что новое в подходе к жанру, считающемуся в современном искусстве аутсайдером: для массового восприятия там все, как 50 лет назад – помпезно и красиво, а за свежими ощущениями идут в новую драму. Наконец, это хороший пиар-ход: до сих пор в оперу ходят не на имя режиссера, а на название. Возможно, имя Серебренникова даст возможность публике создать правильный внутренний настрой и, как в драме, идти на режиссерскую версию. Значит, претензии по поводу несоответствия спектакля намерениям автора (как будто кто-то, кроме самого автора, имеет право за них ручаться) будут заранее сняты, когда такая простая мысль, что в театр идут не на оперу, а на спектакль, станет очевидной.

В данном случае дорога была абсолютно чиста – у «Фальстафа» в России нет постановочной традиции. Отдельные случаи -- например, гениальный спектакль Стрелера (1980), перенесенный в 2004-м в Большой – исключения, погоды не делали. В России верны трагическому Верди, лирико-комическому – не очень. Опера, где нет эффектных арий и захватывающей любви, где речитативы перемежаются ансамблями, а главный герой толстяк и пьяница – это как-то не в нашем вкусе. У нас в опере без страсти – никуда, красоты не достигнешь. Предыдущий раз «Фальстаф» (мировая премьера в Ла Скала в 1893-м) ставился в Мариинке в эпоху дорежиссерского театра в 1894-м и вполне соответствовал времени, когда нормой были исторические костюмы, комикование и моралите. Новый «Фальстаф» отражает время, в котором мы живем и моделирует его конфликт.

Во-первых, произошла трансформация жанра первоисточника: «Фальстаф» здесь не лирическая комедия и вообще не комедия, а современный, жесткий, местами крайне неприятный трагифарс, задевающий самые живые эмоции. Эта история – не выдумка, она абсолютно правдоподобна для наших дней. Конфликт оперы, рассказывающей, как виндзорские кумушки посмеялись над старым амбициозным чудаком, а потом все помирились, сочтя шутку удачной, изменился по сути. Спектакль Серебренникова о том, как в современном мире травят человека: злые и черствые тетки, представляющие народившийся класс современной буржуазии, устраивают себе развлечение – охоту на человека, который отличается от них прекрасной способностью жить в мире грез и отсутствием патологической нацеленности на успех. Фальстаф – старинный мечтатель, те, кто заманивает его в ловушку – стервы, ублюдки, отморозки. Он еще человек, они уже не люди. Их существование устремлено к одной цели – поддержанию своей безупречной формы. Это персонажи глянцевых журналов, у которых нет другой жизни, кроме как публичной, и иного смысла существования, кроме как производить впечатление друг на друга.

Во-вторых, «Фальстаф» говорит на языке, который для оперы является новым. Мир этого спектакля сделан из того, что атрибутируется как современная материя: глянец, кино, телешоу, реклама. Серебренников, прекрасно чувствуя эту фактуру, сумел приладить ее к оперной сцене так, чтобы она не перечила музыке и даже контактировала с ее драматургией. То есть современная одежда (офисный костюм бизнесмена Форда или хай-тековские тряпки его дочурки Нанетты), современные стерильные интерьеры (гостиничный номер, ванная, салон красоты или гардеробная комната в приватных апартаментах) могли попадаться на нашей оперной сцене и раньше, но здесь впервые все это становится не формальным обозначением места действия (что обычно вызывает только раздражение от несоответствия духу оригинала), а универсальным языком, чья лексика передает тему спектакля. Перфекционизм как свойство нового мира становится основным типом поведения: здесь все что-то изображают, кого-то представляют, и действительность, если считать, что таковая еще существует, является многосерийным перформансом. Когда четыре женщины, сидя в салоне красоты, обсуждают письма, полученные от Фальстафа, они заняты, кроме нарождающейся интриги, формированием своего имиджа холеных стерв. Когда к Фальстафу, наслаждающемуся в ванной пене, приходит отмакияженная сводница Миссис Квикли (Мзия Ниорадзе) и начинает распалять его рассказами о томящихся в любовной страсти женщинах, непонятного происхождения уроды в майках показывают маленький театр в фургончике, где шикарная Алиса Форд (Татьяна Павловская) и томная Мэг Пейдж (Анна Кикнадзе) материализуются в образах похотливых танцорок, которые делают ситуацию непристойной. Непристойность, девальвирующая старинный романтизм Фальстафа (обаятельный Виктор Черноморцев) – едва ли не ключевая краска этой истории, вызывающей к концу почти рвотный рефлекс -- состояние, прямо скажем, нетипичное в мире оперы. Во время оргии в Виндзорском парке (это целый спектакль с участием большого количества массовки), где над Фальстафом устраивают физические издевательства (по нему скачут вампирши и трансвеститы), до критического состояния доводится не только главный герой (его безумно жаль), но и зритель: от огромного количества мерзости становится просто нестерпимо. Наверняка это осознанный ход: довести зрителя до крайнего раздражения, чтобы потом внезапно переключить действие в другой план. После того, как беднягу погребают заживо, заваливая цветочными венками, открывается шампанское: спектакль окончен, и богатые разбегаются в поисках новых приключений и жертв. Под неоновой надписью белыми буквами на красном фоне «Tutto nel mondo e’ Burla» («Миром правит шутка» -- первая фраза финального ансамбля) Фальстаф падает замертво. Итог переживаний – растерянность и протест против мира, который так ужасно устроен.

Помимо современного фасада, спектакль Серебренникова содержит еще один план – актуальные эмоции. Он раздражает, дразнит, заманивает и отталкивает, как модное телешоу. Он агрессивен, как современный гламур, который утверждает свой стиль как единственно возможный. Словно новейший рекламный слоган, он не оставляет альтернативы: в новом мире можно или разделять эту философию, или быть в проигрыше. Или победить, или погибнуть. Права на частную жизнь нет.

Соответственно, этот вызывает живую реакцию зала. Спектакль обманывает чьи-то ожидания: он совершенно не оправдывает установки тех, кто пришел на «Фальстафа» Верди и вообще «на оперу». Несмотря на то, что в спектакле задействованы первоклассные музыкальные силы, ни певцы, ни оркестр под управлением Валерия Гергиева не становятся его героями. Не является героем также музыка Верди. Спектакль Серебренникова – это шоу. Там современный дизайн (сценограф Николай Симонов), все сверкает и движется (хореограф Алла Сигалова) и глаз не заскучает. Однако это уже не опера – то есть не тот тип театра, куда идут ради живого звучания партитуры или ради сценического контрапункта к этой партитуре. Здесь сама глянцевая фактура спектакля значит больше, чем то, ради чего все затеяно. Достоинство такого подхода очевидно: спектакль внимательно смотрят, он задевает по существу. Для оперы это новый ход – так далеко в играх с ней еще не заходили. Даже в самом явном режиссерском театре диалог с произведением, то есть театр ради музыки, был смыслом затеи. Здесь же зрелище в каком-то глубинном значении отодвинуло музыку. Это не хорошо и не плохо, это новый подход к старому жанру. Станет ли такой ход его новой реальностью – еще вопрос. Как и жизнь персонажей этого спектакля, такой ход нацелен на успех. Что, как известно, есть массовое заболевание нашего времени.

20.02.2006
Марина Борисова

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера