Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

И Net, и да

Веселый Роджерс над парламентом

В сегодняшних дебатах по поводу применимости авторских прав к интернетной реальности дело предстает так, как если бы копирайтовое законодательство охраняло только интересы авторов от посягательств падких на дармовщину потребителей. Интеллектуальная собственность тем самым все больше приравнивается к просто собственности. Однако столь же бдительно закон должен лелеять и т. наз. общественную пользу, в данном случае максимально свободное распространение культуры или информации. Авторское право, вообще право интеллектуальной собственности всегда относилось к особой категории: как и, например, коммерческое право, оно всегда стремилось не к покаранию зла как к самоцели, а к совокупной выгоде. В отличие, например, от уголовного права, которое, кажется, не задается вопросом, сколько краж и какие нужно разрешить для нормальной жизни общества (ну, скажем, во имя некоей справедливости), авторское право всегда должно было соблюдать равновесие между интересами творцов и интересами публики – для пользы обоих. Поэтому авторское право (или копирайт, что не совсем одно и то же, но разница здесь для нас не существенна) – не страж одной стороны или одного интереса, а продукт компромисса между двумя высшими соображениями:

1) для блага общества необходимо стимулировать творчество, создающее культурный продукт, давая жить творцам от    плодов   их усилий;

2) культурный продукт принадлежит человечеству или, скромнее, обществу, общественности и должен быть как можно доступнее как можно большему числу его членов.

На первом настаивал уже Дидро, на втором – Кондорсэ. Удерживать в сознании оба эти императива – непросто. Между тем очевидно, что к этим двум полюсам новая мультимедийно-интернетная эпоха добавила два других:

3) культурный продукт становится фактически все более доступным сообществу, в частности, для его все более широких (и неимущих) кругов, а ограничение его потребления все более трудновыполнимым;

4) творчество, этот продукт создающее, требует все больших и все более коллективных затрат, и все более настойчиво и весьма эффективно стремится к тому, чтобы окупаться.

Любое мнение в дебатах обречено позиционироваться между полюсами этой интернетно-правовой ‘четверицы’. Никакое соответствие прочими политическими взглядами здесь уже не прослеживается: анархисты смыкаются с ультралибералами, художники идут стенка на стенку. Тут нет никакой Справедливости, не говоря уже об Истине или Добре. Есть только интерес и моральная интуиция (в той мере, в какой их можно различить) гражданина, которая склоняет его к компромиссу такому или сякому, удовлетворяющему, скорее, тех или этих. И еще та или иная социально-юридическая и информатическая компетентность; и та и другая у нормального смертного, как правило, недостаточные.

По сути исход – или, точнее, отсутствие исхода – политических дискуссий по этому поводу будет зависеть от того, к учету какого из четырех полюсов-факторов склоняется законодатель.

Разве что появится какой-то форс-мажорный фактор, который более или менее радикально изменит расклад. Но возможен ли он? Больше всего его ждут от технологии. Каким может быть этот форс-мажорный фактор? Ну, скажем, появление сверхэффективного средства контроля над нелегальным копированием или, наоборот, изобретение принципиально неконтролируемой процедуры копирования. Однако ясно, что никакое радикальное изобретение не отменит ожидания следующего, и в этом смысле ситуацию не изменит. В любой книжке, в любой статье по интернетному праву (а таких книжек и статей уже выпущено огромное количество) обязательно будет сказано, что, дескать, пока этому тексту сподобится лечь перед благосклонным читательским оком, технология шагнет дальше и отменит, по крайней мере, часть из авторских выводов. Вся технологически завязанная отрасль копирайта развивается, поэтому, в модусе некоторой эфемерности.

Вряд ли какой-то сильный жест может прийти от самой этой индустрии. Ее логика – производственно-агонально-рыночная, поэтому, по определению, лежит в сфере конкуренции, компромисса, договора, сделки.

Меньше всего какой-то форс-мажорный аргумент ожидается со стороны законодателя. Запретить он уже многого не может чисто физически-технологически, хотя запрещать ему – может быть, как раз от этого, – ужасно хочется. Всё разрешить? Жест этот маловероятен, т. к. он означал бы отказ государства от собственной природы, а к тому и разрыв с мощнейшими лобби аудиовизуальной индустрии.

Однако «есть подвижки». Пока французы рвут чубы по поводу копирования музыки и кино из сети, шведские интернавты объединись в партию, которую во избежание недомолвок назвали нелицеприятно Пиратской (Piratpartiet). Стратегической целью партии объявлена ликвидация интеллектуальной собственности, а в тактике – реабилитация (точнее, «дис‑криминализация») скачивания любых документов на интернете, т. е. деятельности, которой предаются по официальной статистике 1,2 миллиона шведов (при общем населении страны в 9 миллионов человек). Под европейским давлением Швеции пришлось недавно принять драстические меры по борьбе с нелегальным копированием. Пикантно, что текст закона был подготовлен социал-демократами. Во имя его исполнения уже были оштрафованы за бесплатное предоставление в сети защищенных документов два интернавта на около двух тысяч евро каждый. Поэтому попутно Пиратская партия требует отставки министра юстиции, особо рьяного стража авторских прав в сети.

Вряд ли речь здесь идет о локальном шведском или скандинавском феномене. Представляется, напротив, что шведский пример – пример для всех. Собственно, и парламентские конфликты в других странах показывают то же. Что же? Что растет пропасть между лоббистко-чиновничьим запретительным демаршем европейского командования и новой логикой виртуальной демократии, коренящейся в нравах сетевого обмена. Самый очевидный знак этого – то, что любое решение значительно легче провести через Брюссель, чем через отдельно взятый Берлин, Лондон или Стокгольм. От Брюсселя не только избиратель далеко, но и любая внятная (т. е. способная к артикуляции) оппозиция за горами. Пусть французский, португальский, эстонский и прочий интеллектуал – вид вымирающий, но «европейский интеллектуал» и вовсе политзоологии неизвестен. При демонтаже политического его место занимает экономика, причем самая узколобо монопольная. Ибо отнюдь неизвестно, что продавливаемое аудиовизуальными ‘мажорами’ через европейский и национальные парламенты решение им самим выгодно. Но об этом, пожалуй, в другой раз.

Эволюция авторско-правового законодательства, начиная с  британского Статута Анны 1709 г. по последние европейские документы, следовала за изменениями технологии. Но культурная ситуация вокруг авторского права технологией не исчерпывается. В современных дебатах недооцениваются или недоговариваются, на мой взгляд, по крайней мере, три пункта:

а) Речь все еще торжественно ведется о знании и культуре, тогда как в подавляющем большинстве случаев дело идет о развлечении в его многочисленных вариантах. Однако особенно творцы то и дело впадают в тон почти патетический, угрожая творческой забастовкой. Как если бы имелась в виду не очередная песенка или даже фильм.

б) Задолго до информатического, аудивизуальный поворот изменил само понятие творца. Принятие – в эпоху Французской революции, в 1791 и 1793 гг. – законодательства по авторским правам решило актуальную задачу по защите литераторов от диктата издателей. Иначе говоря, по защите авторов, творцов от произвола посредников между ними и публикой. Сегодня, когда фокус споров переместился от литературы в сферу аудиовизуальную, бывший автор стал лишь элементом в производственном процессе, ингридиентом в организационно-коммерческо-творческой кухне. Он может, так и быть, считаться соавтором. Создание произведения требует сегодня куда больше коллективно-организационных, чем индивидуально-творческих усилий. Оцениваются эти последние, соответственно, низко и все ниже и ниже. Иначе говоря, те посредники, от которых некогда законодательство защищало авторов, сами заняли роль авторов. Разумеется, ряд авторов выражает с ними вполне искреннюю солидарность, не лишенную, впрочем, от этого некоторой заинтересованности.

в) На современном культурном рынке господствует ситуация не недостатка, как некогда, а переизбытка предложения. Художники же ведут спор так, как если бы человечество изнемогало от жажды нового, а не не знало, куда от него деться. Можно принять жозеф-бойсовское «каждый человек – художник» за лесть или лозунг, а можно за легкое преувеличение. Будь то через кружок по рисованию, личную моду, телевизионные шоу или через блоги, сегодняшний ‘потребитель’ производит, постоянно и неутомимо. Если раньше роли были ясны: авторы – посредники (издатели, производители, продюссеры) – потребители, то интернетная революция совместила потребителя с микропроизводителем.

Отсюда в частности вытекает тупик карательной логики. Можно наказать пирата, который производит тысячи копий в коммерческих целях, но нельзя объявить пиратами сотни тысяч граждан, которые копируют по полдюжины песен каждый. Иначе завтра люди Флинта будут в парламентах. Или на баррикадах.

20.01.2006
Михаил Маяцкий

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера