Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Ник Ильин: "Путин отметил реалистов"

Взгляд на Россию из Гуггенхайма

На Манхеттене, в музее Соломона Гуггенхайма продолжается тематическая выставка «Россия!», о которой мы уже писали.  Пресса отмечает ажиотаж среди американских зрителей, в кассу не самого вместительного из нью-йоркских музеев выстроились очереди. На последней неделе сентября мегапроект Томаса Кренса посетили 26 тысяч человек, что для Музея Гуггенхайма рекорд. Выставка по-прежнему вызывает самые полярные оценки. В Фонде Гугенхайма Ник Ильин занимается всем Старым светом, в этой транснациональной музейной корпорации он один из топ-менеджеров. В начале ноября Ник Ильин приезжал в Петербург по делам, связанным с выставкой «Россия!», - часть работ с экспозиции возвращается на родину в связи с юбилеем Третьяковки, им на смену прибудут другие шедевры. В Петербурге с мистером Ильиным встретился Павел Черноморский.  

***

Кто все-таки автор концепции выставки, которая сейчас проходит на Пятой авеню?  Откуда взялось такое название?

Года три назад мы были в нашем музее в Венеции, и там имел место разговор между нашим директором Томасом Кренсом и тогдашним министром Михаилом Швыдким, в процессе которого и появилась идея сделать такую большую выставку. Восклицательный знак в названии придумал наш директор Кренс. Потом уже создавались группы кураторов. Русских и американских. Были разные идеи, хотели показать в музее первую советскую атомную бомбу или головы рабочего и колхозницы из знаменитой работы Мухиной. Но в Нью-Йорке мы предпочли более спокойный вариант, более классическую идею. Есть, понятно, недостатки. Например, дефицит новейших художников. Мы, когда начинали, еще надеялись вторую площадку получить в Челси, где расположены все главные галереи. Но это, увы, не вышло.

Сообщалось, что бюджет выставки составил четыре миллиона долларов. Какой это порядок в сравнении? Это - много, средне или мало?

Для выставок такого рода бюджет в четыре миллиона это нормально. У нас были выставки, которые стоили по двенадцать миллионов. И такие же порядки были и в случае проектов Музея современного искусства в Нью-Йорке. В штатах музеи - негосударственные организации, существуют они на частные деньги. Помогает большой бизнес. Наша выставка не была в этом плане исключением. Самый большой вклад был сделан Благотворительным Фондом Потанина. Также была поддержка американского концерна Аlcoa, которая, к слову, сейчас спонсирует и большой проект Уорхола в Третьяковке, и компании «Синтезнефтегаз», главой которой является сенатор Леонид Лебедев.   

Параллельно с выставкой в Музее Гуггенхайма на Пятой авеню в сентябре у Гуггенхайма стартовала отдельная русская тема в вашем филиале в Лас-Вегасе. Кроме того, в декабре в Челси Марат Гельман открывает проект «Россия-2». «Россия-2» связана как-то с «Россией!» Гуггенхайма?    

Нет, фактически она никак с нами не связана. Понятие «Россия-2» родилось во время Первой Бьеннале современного искусства в Москве. Мы приветствуем эту выставку, так как она представляет тех художников, которых у нас в нашем проекте не было. Но это выставка Марата Гельмана, который ее делает в некоммерческом месте в галерейном Челси. В Лас-Вегасе же одновременно с «Россией!» идет выставка допетровских времен из музеев Кремля. Это проект «Эрмитаж Гуггенхайм», туда тоже идут люди, там две-три выставки в год. В Бильбао мы соединим обе выставки, и часть из Лас-Вегаса будет показана в Бильбао.

На открытии «России!» был Путин. Он что-то отметил из работ особенно? 

Он примерно полтора часа был внутри музея. Потом было чаепитие в кабинете нашего директора. Естественно, дюжину картин он отметил, потому что они во всех учебниках русской культуры. «Девятый вал», «Бурлаки на Волге», реалистические вещи. Портреты 19 века его меньше интересовали, но реализм он достаточно внимательно смотрел. Спрашивал и слушал внимательно нашего куратора Валери Хиллингс. В конце выставки там представлено современное искусство, которое не так просто объяснить, например инсталляция Кабакова, где человек вылетает через потолок своей комнаты. Он тоже осмотрел, улыбнулся, но не спрашивал ничего. Или Вадим Захаров – «История русского искусства», там такие папки-книжки, которые, как дома, и внутрь можно зайти. Вообще это большая редкость, когда президент является фаном современного искусства. Но Путин до этого был в Москве в Музее Пушкина на выставке из Собрания Дойче Банка, смотрел внимательно на Кандинского, которого, как известно, очень мало в России.

Были слухи, что «Россию!» могут показать и в России. Понятно, что работы и так почти все отсюда, но интересно увидеть, как русское искусство смотрится со стороны.

Я не уверен, что это наше дело. Многие русские, знаю, говорили, что жалко, что у нас нет такой выставки, но никто не мешает их делать, если есть желание. Еще до выставки президент Путин встречался в Нью-Йорке с премьер-министром Китая и, по словам Швыдкого, он сказал, что неплохо было бы показать эту выставку в Китае. В рамках года России в Китае. Что же, мы только за.

На «России!» представлено более двухсот работ из временного отрезка в 800 лет. Топ-10 - мне интересно было бы узнать вашу «десятку» работ с «России!»…

Субъективно я бы назвал такую десятку. Если в хронологическом порядке. Во-первых, «Богоматерь Владимирская». Потом Венецианова «Жница», это вещь середины 1820-х. Затем «Незнакомка» Крамского, затем портрет «Павла Третьякова» Репина. Вероятно еще «Германская война», - Павел Филонов 1915 год. Кандинский 1909 года – эскиз для «Композиции 2». «Супрематизм» Казимира Малевича, это 1915 год. Потом цикл Любови Поповой «Живописная архитектоника» - 1916 год. Из новейшего - Эрик Булатов, «Улица Красикова». И последнее – инсталляция 2003 года Вадима Захарова «История русского искусства», о которой я уже говорил. Вот это мой выбор...      

У вас были проекты по русскому авангарду, но были еще и мегапроекты по Бразилии и Китаю. Россия концептуально больше укладывается в линию с «региональными супердержавами» или это скорее точка в русской теме Музея Гуггенхайма?     

Тот проект «Китай: 5000 лет» это была выставка из музеев Китая, и до того был проект искусства из музеев Тайваня – но не у нас, а в Метрополитен. Потом уже была отдельная выставка по современным китайцам, которая тоже очень хорошо воспринималась нью-йоркской публикой. С Бразилией было немного другое дело – там у нас в самом центре здания на Пятой авеню был представлен отремонтированный алтарь из самого центра джунглей, из Амазонии. Я бы не сказал, что такой подход это принцип. Томас Кренс в музее с 1989 года, за это время было сделано более ста выставок, и они все были разные... А для этой выставки мы решили сделать такой особый подход, дать максимальное количество шедевров, которые малоизвестны на Западе. Мне кажется, эта идея удалась, так как одна только «Нью-Йорк Таймс» написала о выставке три статьи, они были в достаточной степени положительные. Там русский авангард известен, менее известна икона, искусство 19 века неизвестно, портреты неизвестны, реалисты неизвестны. Известны какие-то вещи из Эрмитажа, которые были раньше в Америке на выставках, привозились специально. Западные вещи мы решили включить, потому что они покупались меценатами и царями, влияли на русскую культуру, на художников. Выставка кстати путешествует. В начале апреля она открывается в Музее Гуггенхайма в Бильбао. Но там немного другой состав, так как в Третьяковке отмечают 150-летие, их основные шедевры надо вернуть обратно, будут замены. У нас в Нью-Йорке все-таки сильно ограниченное музейное пространство, а в здании Гери в музее Бильбао места больше.

Томас Кренс в сентябре покинул пост директора Музея Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке, сейчас нью-йоркским отделением командует Лиза Деннисон - она профессиональный искусствовед, и от нее ждут большего крена в сторону традиционного музейного дела. Стиль и стратегия Гуггенхайма изменятся?    

Я думаю, что мало что изменится. Томас Кренс сам предлагал ввести отдельное место директора еще пять лет назад, чтобы освободить руки в плане оперативного менеджмента. Кренс остается директором Фонда Соломона Гуггенхайма. Директора всех музеев ему по прямой линии подчиняются, как и ранее. Просто теперь ему легче будет управлять, так как он освобождается от бюрократических дел музея и сможет сосредоточиться на развитии всего бренда. Мы, как известно, проводим специальные исследования, в которых анализируем возможность того или иного города развивать музейные направления. Это большие исследования, делается все за деньги, государство или город к нам обращаются и делают заказ. Уже чуть ли не 80 разных городов попросили заниматься этими исследованиями для них после Гуггенхайма в Бильбао. Я должен сказать, что в течение нескольких лет у нас появятся несколько новых проектов. На Дальнем Востоке – может быть, в Гон-Конге, может быть, в Сингапуре или Пекине. И, может быть, стартует проект в Эмиратах.

14.11.2005
Павел Черноморский

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера