Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Осторожно, здесь шлагбаум

Культурная индустрия нуждается в услугах криотерапевта

Намедни арт-директор петербургского издательства «Амфора» Вадим Назаров обратился к граду и миру с манифестом. Вступительная, констатирующая половинка этого лаконичного послания - трезво-реалистическая. «Передовые отряды издателей достигли места под названием Армагеддон... Когда начиналось русское книгоиздание, мы были подобны рок-звездам... Каждую новую книгу публика встречала радостным ревом. Сегодня перед нами не стадионы, а клубы. Живая и радостная толпа давно вышла из зала, она сменила наркотик и теперь торчит на кино и реалити-шоу». Да, под этим подпишутся все без исключения коллеги Назарова, выступающие в его весовой категории, - руководители крупных издательских фирм (в том числе и тех, в чьей номенклатуре нет продвинутой должности арт-директора).

Причины катастрофы озвучены многажды, и лавинообразное развитие визуальной доминанты масскульта - лишь одна из них, вряд ли главная. Ведь взятые сами по себе, вне актуального контекста, кино и телевизор книге не враги. Если уж вслед за Назаровым сравнивать их с наркотиками, это наркотики абсолютно разного действия. Как алкоголь и никотин: одно с другим прекрасно совмещается. Иной вопрос, что при определенных условиях - например, если в обществе умно налажена пропаганда здорового образа жизни - многие курильщики отказываются от вредной привычки. Начинают квасить, не дымя. Так и в России: за минувшие десять-пятнадцать лет треть взрослого населения вообще перестала ощущать потребность в чтении. Книгоиздателям теперь приходится рассчитывать на оставшиеся две трети.

Между тем индустрия, в соответствии с законами своей внутренней эволюции, крепчает, пухнет, разрастается вширь. Корень кризиса, таким образом, - затоваривание, перепроизводство артикулов. Названий издается гораздо больше, чем потребитель в состоянии потребить: человек физически может прочесть лишь одну книжку в неделю, ну две. Причем одна книжка - это, натурально, роман Донцовой, а вот вторая - по вкусу. Выбор тут огромен, на вкус и цвет товарища нет. Соответственно, на каждую конкретную ассортиментную позицию охотников приходится всего ничего. Тиражи падают, доходы книгоиздателей - тоже. Мириться с этим не станет никакой вменяемый бизнесмен. «За годы успеха я заметно поправился. И мысль о том, что готовить книги надо снова в подвалах, продавать - на лотках, а обсуждать - на кухне, меня сильно напрягает», - признается Назаров. Золотые слова. Напрягает, и еще как.

Зато резолютивная, заключительная половинка манифеста - какая-то капитулянтская. «Сегодня, в полном соответствии с наступившей эпохой, я занят таинственными и чудовищными экспериментами над книгой. Я сращиваю ее с кино, превращаю в набор картинок, и обратное - картинки делаю словами...» Тут Назаров имеет в виду новеллизации прокатных блокбастеров и сериалов. Плюс, наверное, заказные романы, которые изначально пишутся как литературная основа для фильмов. Ничего особенного, этот велосипед не изобретение «Амфоры». И, главное, гора родила мышь, подобным паллиативным путем проблема не решается: ленивый все равно не захочет корпеть над книжкой, слизнет ее коллизии и эмоции с услужливого экрана. К тому же в этой назаровской декларации присутствует нешуточное нарушение цеховой этики, предательство основ ремесла. Дескать, коль скоро издателем быть неприбыльно, я теперь не вполне издатель, выпускаю не совсем книги, а нечто кентаврическое, мультимедийное. Морская свинка бежит с корабля.

Между тем панацея, кардинальное решение - на поверхности. Вы увидите его, едва лишь отбросите мягкотелые гуманитарные стереотипы и доверитесь кристально чистой логике рынка. Странно, что Назаров, в прошлом не чуждый брутальным жестам, этого не понимает. Да наверняка ведь и понимает, но бессознательно. Производственная рутина зашорила вежды изобретательнейшего из питерских арт-директоров.

Что ж, сдернем шоры. Спасительный алгоритм прост, как все гениальное. Чтобы вернуть книгоиздательской отрасли рентабельность, необходимо наложить долгосрочный мораторий на публикацию новых текстов. Любых.

И так уже выше крыши наштамповали. Что предпринимает фабрикант пылесосов «Ракета», когда изделия, не находящие спроса, затоваривают склад? Тормозит конвейер и ждет, пока продастся наличный товар. Расходы минимизируются: платить теперь придется только за аренду складских площадей. Покупать комплектующие не надо, счета за электроэнергию если и будут приходить, то копеечные. Рабочих можно и нужно уволить до лучших времен, которые наступят ой как нескоро. Цехи запродать жуликам-толстосумам - под казино или мебельные салоны. Не жизнь, а малина.

Издательское дело РФ такой целительной метаморфозе поддастся гораздо легче, нежели пылесосное. Конечно, частной инициативы Назарова или иного топ-менеджера здесь недостаточно. Джентльменского соглашения в рамках профессионального союза - тоже; не все издательства в эти союзы входят, да и штрейкбрехеры всегда отыщутся. С заразой нужно бороться по всем фронтам, комплексно, на государственном уровне. Законодательным запретом.

Все заинтересованные лица от этого, разумеется, только выиграют. Редакторы и верстальщики, оголодавшие на нищенских окладах, найдут себе применение в более денежных сферах народного хозяйства. Начинающие прозаики, поэты и авторы кулинарных руководств, лишенные даже теоретического шанса на обнародование своих опусов, бросят маяться дурью и пополнят ряды биржевых брокеров и торговцев на вещевых базарах. Литературные обозреватели СМИ, сейчас захлебывающиеся от обилия новинок, переведут дух и наконец не торопясь, с толком, с чувством, с расстановкой отрецензируют то, что уже издано; работы им, без преувеличения, хватит на десятилетия. Простые обыватели из числа тех, у кого не успела атрофироваться потребность в чтении, мало-помалу раскупят весь теперешний неликвид. Рачительно мониторя складские остатки, какие-то позиции (прежде всего Донцову и кулинарные руководства) не грех будет и допечатывать. Кроме того, есть же нетленная классика - Пушкин, Лев Толстой, Анатолий Иванов. Впервые в истории свободного рынка каждое, абсолютно каждое произведение словесности станет функционировать со стопроцентным капэдэ.

Толстым ежемесячным журналам следует выходить с прежней ритмичностью, но из номера в номер публиковать одни и те же романы, стихотворные подборки и публицистические статьи, всякий раз выплачивая авторам положенный гонорар. Процесс присуждения букеровской и иных премий также нецелесообразно приостанавливать: рано или поздно наступит момент, когда среди мастеров пера вообще не останется завистников, обойденных наградами, что благотворно скажется на атмосфере в литературной среде.

Вы возразите: этак-де прервется поступательное развитие словесности. Ха-ха! В искусстве не существует никакого прогресса - доказанный факт. Зато новый порядок вещей будет донельзя гуманен по отношению к авторам, успевшим опубликоваться до реформы. Их потенциальная аудитория с течением лет обречена расти по экспоненте. В наших пламенных лабазах не останется незамеченных шедевров поэзии, драматургии и беллетристики. Ни единого. Да и нешедевры на что-то сгодятся, целая вечность впереди. Разве это не Аркадия? Разве не рай?

До такой степени рай, что нельзя не задуматься над возможностью расширительного применения эффективной стратегии, описанной выше. Литературе уготована счастливая судьба, а чем провинились прочие музы? В каждой шутке - лишь доля шутки. Вчера на парламентских слушаниях о регулировании распространения культурных ценностей и формировании нравственных идеалов в средствах массовой информации Кобзон снова поднял вопрос о квотах. Детский лепет. Какие там квоты. Квоты уже не помогут. Не распутывать гордиев узел, а разрубать. Речь не хухры-мухры - о нравственном здоровье нации.

Полная приостановка художественных проявлений на территории РФ; Общественная палата и с тем, что успели набренчать, наснимать, наставить, ой не вдруг разберется! Бескомпромиссное эмбарго на импорт забугорного эстетического продукта. Пираты-нарушители приравниваются к наркодилерам (прав был Назаров, прав!) и караются по суровым стандартам эпохи стабильности. В мультиплексах крутят исключительно «9 роту». По «Авторадио» - «Сделан в СССР» Газманова. По телевизору - «Семнадцать мгновений весны».

21.10.2005
Аделаида Метелкина

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера