Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Просвещение по Диброву-Гребенщикову

Современная русская культура беспросветна по определению

Гребенщиков Борис Борисович, превратившийся за последние годы в артиста практически официозного (юбилей в Кремле, орден, встреча с Грызловым, дружба с Сурковым, которого БГ называет “самым выдающимся чиновником, думающим о культуре со времен Луначарского”), объявил о своей новой инициативе. В соавторстве с известным телевизионным массовиком-затейником Дибровым БГ придумал программу “Про СВЕТ”, которая будет выходить на канале РТР, начиная с 1 октября. Общий смысл мероприятия – поиски и поддержка молодых талантов во всех областях культуры, вести будет Дибров, Гребенщиков же намерен появляться в эфире более-менее регулярно, а также помогать всем найденным деятелям весом своего имени. В самом ТВ-шоу будет три части: сначала “беседа с гостем в студии”, затем новостная нарезка о культур-акциях всевозможных жанров по всему миру, и в финале – концерт. Слова о “поисках” явно не останутся только лишь словами – уже снят специальный офис программы на Покровке, 17, где талантов ожидают с нетерпением. “Если даже мы откроем только одного из тысячи – это уже будет хорошо”, - примерно так заявил цели проекта БГ, и его пафосу вполне можно поверить. Поверить уже хотя бы потому, что если бы группа “Аквариум” возникла не в 1972 году, а сегодня, у нее не было бы ни единого шанса стать тем, чем она стала в эпоху “концертов до прихода дружинников”, а затем и “дискуссий о рок-музыке с народными депутатами СССР”.

Ситуацию с “раскруткой” сколько-нибудь талантливых личностей в современной России можно назвать катастрофической. В прежнем СССР действовали мощные механизмы “официальной” и “неофициальной” популяризации, после этого наступил волшебный, уникальный в русской истории период 1988-1993 гг., когда свобода была практически абсолютной, а рыночная цена ее несущественной вовсе. В последние же десять с лишним лет не только сложилась, но и окостенела система, которую даже варварской назвать сложно. Само понятие “варварство” предполагает хотя бы свежесть торжествующих начинаний, а здесь – лишь непроходимая дикость и вековечная замкнутость в безнадежном маразме. Какую область “культурной” деятельности не взять – результат будет одинаков.

Рок-музыка? Давно немыслима вне жесточайшего формата одной-единственной радиостанции - “Наше Радио”, производящей на свет тьмы и тьмы скучнейших групп-клонов. Сколько-нибудь талантливым ребятам идти некуда – просто потому, что без радио об их концертах и пластинках никто не узнает (печатная пресса в этом смысле несостоятельна, а о возможности попасть на ТВ нечего и говорить). Литература? Вы можете написать дивный роман,можете даже издать его, но максимум, на что можно рассчитывать – небольшая аудитория двух столиц. Те же, от кого в деле “создания имен” зависит все, а именно региональные книжные распространители, не принимают на реализацию ничего, что разнилось бы по статусу и тиражам с Акуниным и Донцовой. Привозить в дальние города по тысяче экземпляров раритетного автора, способствовать спросу на хорошие тексты – им неинтересно, ибо невыгодно. Государство не занимается этим тем паче. Шансы же людей, имеющих несчастье писать прекрасные стихи, быть кем-то узнанными за пределами круга “родственников и знакомых кролика”, вообще равняются нулю. “Изо”? Здесь ситуация уж совсем трагическая. Если писатель или музыкант хоть иногда могут изменить в отношении себя нынешнее положение вещей, то художник (в прежнем смысле этого слова) такого шанса лишен по определению, поскольку всеми лицами, причастными к так называемому “современному искусству”, его существование отрицается как изжившая себя древность. Художником в России считается тот, кого считает им критик Екатерина Деготь, а она считает таковым человека-собаку Кулика. Поэтому если вы пишете картины, а вовсе не лаете, да при этом еще и не являетесь верным адептом альтернативно одаренных титанов вроде Глазунова (Шилова, Софронова, Андрияки), ваше будущее печально. Кино? Здесь все еще проще. Кинематографистом в России может быть тот, кому дают деньги. А их дают либо тем, кто приходится сыном, внуком и т.п. уже существующим авторам, либо же тем, кто на средства гангстеров, торгующих кокаином, снимет фильм о гангстерах, торгующих кокаином. Если же вы – не родственник Михалкова и Ко, но при этом не любите и Тарантино с кокаином, а вдобавок желаете снимать лирические картины о любви библиотекарей и школьных учителей, вам нужно топиться в той же реке, в которой утопится до вас страдалец,  пишущий картины маслом. Наконец, театр? Театр в России давно приватизирован и используется в бурно коммерческих целях. Так, один известный прогрессивный деятель времен перестройки открыл во вверенном ему театре натуральный публичный дом. У его коллег, даже если они и заняты своим непосредственным делом, также не стоит искать поддержки – современные русские пьесы, если только они не совсем бессмысленные, ставить не хочет никто. Зачем? Новую драматургию нужно уметь понять, а к тому же живому автору неплохо бы заплатить гонорар (Шекспиру он, по понятным причинам, не требуется). Наконец, к новому театру нужно приучить зрителей. Куда проще в 3000-й раз разобраться с вопросом о том, кто купил вишневый сад. Оно и школьникам полезней.

Итак, человеку в чем-либо талантливому податься некуда, и потому инициатива Гребенщикова и Диброва – по определению благая. Возникает, однако, вопрос – можно  ли хотя бы в теории рассчитывать на то, что открытое дарование окажется успешным коммерчески? Безусловно. Во-первых, законы телевизионного вещания и массовой пропаганды таковы, что практически любая информация, усваиваемая из ящика, становится востребованной. Если в порядке эксперимента попробовать временно прекратить транслировать в эфир “Фабрику звезд”, а вместо этого рассказывать о величии группы, например, “Битлз”, а равно и русской литературы – результаты будут не намного хуже, чем с популяризацией младопугачевых и младокиркоровых. Есть и второй аргумент, уж и вовсе безусловный. Дело в том, что в России сейчас есть две аудитории, на которые работают все медиа. Одна - “гламурные, эффективные, позитивные господа”, а с ними и те, кто мечтают таковыми сделаться. Вторая - “люди из электрички”, а с ними та молодежь, которая, выйдя в свой черед со двора и устроившись на службу, переместится в ту же электричку – уже не с “Клинским” в руке, но с чекушкой в портфеле. При этом мудрейшие медиа-стратеги как-то забывают, что кроме “офиса с клерком и боссом” и “Марьиванны с вещевого рынка” в России есть и большая категория образованных людей, которым равно отвратительны Маринина – и Оксана Робски, “Аншлаг” - и журнал Esquire, группа “Корни” - и псевдопевец Лагутенко, нехудожник Глазунов – и нехудожник Кулик, “народный” кинематограф “Особенностей национальной охоты-рыбалки” - и  бесконечные “бумеры” про “братву”.

Людей, коим взаимно отвратительна вся эта свистопляска, даже не сотни тысяч.  Их миллионы. А потому можно надеяться, что имена, которые, дай-то Бог, откроет единственная ТВ-программа “с человеческим лицом”, будут вполне востребованы.

29.09.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера