Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Пропал гнездниковский дом

Журнал “Афиша” в его нынешнем виде может прекратить существование

В последнее время в московской журналистской среде начали распространяться мрачные слухи, затем отчасти подтвержденные и падкими до чужих кризисов газетами. Сообщается о том, что совладельцы издательского дома “Афиша” Полсон и Кудряшов продают (или уже продали) свои доли в бизнесе известному финансисту Йордану (до того бывшему лишь одним из трех хозяев ИД). Тот, в свою очередь, согласно все тем же устным рассказам и газетным публикациям, в развитии афишного дела совершенно не заинтересован и скупает акции лишь для того, чтобы их перепродать. И новым, уже реальным владельцем окажется, скорее всего, издательский дом Родионова. Связаны эти перемены вроде бы с тем, чтобы ИД “Афиша” хоть и прибылен, но не слишком, пока кормит себя и других только сам знаменитый двухнедельный журнал, а что до всех новых проектов, то они либо безнадежно убыточны, либо хоть и перспективны, но еще не скоро начнут окупаться. Инвесторы же наши, как известно, подозрительны ко всякому медленно развивающемуся делу – прибыль в стране царствующей Трубы нужно получить здесь и сейчас, ибо что будет в России через три года, никто не знает. И если уж пришло время продавать “Сибнефть”, то вызывающие даже малейшее сомнение “независимые” издательские дома нужно продавать аффилированным кремлевским структурам тем паче.

“Афиша” в ее нынешнем виде начала выходить в 1999 году. По тем временам это был проект небывалого практицизма. Вы помните медийные девяностые? То было время издательских вишневых садов, затратной олигархической прессы, гармонично сочетавшей в себе невозможный по нынешним временам интеллектуализм и презрение к азам буржуазной бухгалтерии. Что и говорить, это была прекрасная пресса, и ее обреченность только усиливала яркость предсмертного цветения. Илья Осколков-Ценципер пришел в этот дивный старый мир этаким Лопахиным, чуждым всякого барства, его программа была  – нарежем участков и примемся жить по средствам. И журнал его (с самого начала профессиональный и появившийся вовремя – в Москве как раз наросла культурная инфраструктура) казался поначалу, на рубеже десятилетий, явлением ультрапрагматическим, жестко отслеживающим вкусы обывателя, буржуазные моды и географию всех тех мест, где растут и спешно разлетаются по ветру деньги. Автор этих строк в ту пору на “Афишу” скорее кривился, ибо уж слишком все там было неромантично, “современно” как-то. Прошло пять лет – и ощущение от журнала радикально переменилось. В то время как былые олигархические цветники вырублены навсегда, Лопахины несколько постарели, и на участках их самым предательским образом снова выросли вишни. В результате - каждого номера журнала теперь можно ожидать с нетерпением.

На обложке предпоследнего выпуска “Афиши” - большое фото певца Девендры Бэнхарта, усиленно пропагандируемого муз. обозревателем журнала Максимом Семеляком. Певец, что и говорить, дивный, своеобразная реинкарнация молодого Марка Болана, если обозначать максимально просто, не отвлекаясь на филофонические рассуждения. Однако масштаб популярности мистера Бэнхарта в России вполне можно оценить по тому, насколько часто любой читатель этого текста может встретить его диски в “общеупотребительных” магазинах. Иными словами, за пределами узкого круга лиц, наделенных хорошим вкусом, его почти никто не знает. И “Афиша”, некогда внимательно следившая за коммерческими волнами, теперь откровенно плюет на них, занимаясь культуртрегерством, пропагандой в массовом вроде бы журнале того искусства, что заведомо не может стать ширпотребом. То же происходит и в других разделах – многого стоит уже одна идея помещать в конце номера куски из выходящей большой прозы. Иными словами, “Афиша”, изначально задуманная как “журнал для НИХ”, стала в конечном итоге “журналом для НАС”, изданием, тематические предпочтения которого может идентифицировать со своими просвещенный (или желающий стать просвещенным) читатель, а вовсе не мифологический клерк, жаждущий “суши и позитива”. Ему следует покупать убогий “Тайм-Аут”.

И нужно понимать, что подобная перемена к лучшему не останется безнаказанной. СМИ, позволившее себе выйти за рамки невероятно жесткой в России коммерческой коньюнктуры, впустившее на свои страницы много излишнего, сложного, нерыночного  - конечно же, обречено. Если только не обзаведется оно вместо ненужной концепции прямой и непосредственной “прибыльности” - той или иной формой финансовой поддержки “по другим причинам”. Бессмысленно сейчас говорить о том, могут или не могут другие издания ИД, будь то “Большой город” или “Афиша-Мир”, быть коммерчески успешными. Законы этой “коммерции” все равно уничтожат “Афишу”, равно как обессмыслит ее и продажа Родионову, с которой, я думаю, не станет мириться никто из осмысленных сотрудников журнала. Их могла бы вытащить совсем другая модель “успеха”.

ИД “Афиша” - мероприятие принципиально неполитическое (за вычетом, разве что, омерзительных по содержанию и дурно написанных демшизовых сочинений Маши Гессен в “Большом городе”), и потому самый распространенный способ выжить - кому-нибудь "политически" отдаться - для них закрыт. Есть, меж тем, и другой, не такой очевидный путь. “Афиша” за все прошедшие годы могла бы выстроить себя не только как превосходный, всем известный журнал, но и как своеобразное экспертное агентство, консультирующее “культурных” спонсоров-менеджеров со всей России. То и дело в том или ином Скотопригоньевске местный толстосум выделяет деньги на очередной проект: региональный издательский дом, тематический журнал, телепрограмму или телеканал, фильм, издательство и прочее, и прочее. Богатая финансово, но не “креативно” жизнь происходит во всяких Нарьян-Марах и прочих Храмах Трубы. Те же толстосумы и их менеджеры временами пытаются проникнуть и на московский рынок, а равно и разрекламировать себя в столицах. И вот на этом-то поле “Афиша”, ее владельцы, менеджеры и журналисты и могли бы сделаться уникальными и всеми признанными экспертами, к которым потянулись бы ходоки со всей Расеи – сделайте нам журнал “подключ”, помогите с кастингом, подскажите авторов для мыльной оперы, издательской серии, эстрадного шоу etc. Возможно сначала, в ходе создания репутации, потребовалось бы приваживать недоверчивых провинциальных клиентов, но затем, вне всякого сомнения, дело бы пошло. Конвертировать свою медийную славу в экспертный консалтинг в провинции – это ровно то, что могло бы превратить “Афишу” в институцию, независимую от йорданов и родионовых.

Но, к сожалению, ничего подобного не произошло. И потому приходится с сожалением констатировать, что, даже если нынешние сделки сорвутся или же и вовсе будут объявлены несуществующими, рано или поздно костлявая рука русского недо-рынка возьмет “Афишу” за горло, редакция в полном составе уволится, а на обложке вместо прекраснейшего Девендры воцарится какой-нибудь, прости Господи, Дима Билан. Однако до тех пор, пока неизбежное не случилось, у нас есть еще время почитать в свое удовольствие одно из последних замечательных русских изданий.

Читайте хорошие журналы, господа, вы не знаете, что их ждет.

26.09.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера