Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Литератур навалом

Книжные магазины в августе

Покуда в Москве один за другим сгорают пристанища интеллектуальной жизни («Билингва», «Фаланстер», «Русский журнал»), большие книжные магазины становятся все оживленнее и богаче ассортиментом. Пусть им еще далеко до английских и американских «литературных универмагов», но толчея в них царит уже самая замечательная. Даже когда в «Библио-глобусе» ретивый дедушка с пухлым сочинением «Сталин – Русский Пророк» в руках толкает меня в бок, я не обижаюсь: пусть лучше в этом магазине будет давка, нежели удобная, но все же огорчительная пустота.

Главным событием последнего времени для русской беллетристики стал выход относительно новой книги Виктора Пелевина. Почему относительно, о том говорит само ее название: «Relics – раннее и неизданное». Сюда вошли как всевозможные рассказы, написанные В.П. в том числе и для глянцевых журналов, так и эссе, некогда печатавшиеся в «НГ». Надо сказать, что в отличие от откровенно неудачных последних романов, эта книга как минимум может быть «рекомендована к прочтению» - и не только потому, что ее составляют в основном старые, а не новые вещицы. Дело в том, что Пелевин – мастер коротких форм. Ему хорошо удаются шутки и злободневные остроты, отдельные фельетонно-сатирические фрагменты, небольшие рассказы, а также любая вообще квази-журналистика под видом прозы. Такого рода упражнений в его нынешних «Реликтах» много, а потому все многочисленные минусы пелевинских романов к ним счастливым образом неприменимы.

Наряду с Пелевиным усиленно рекламируется в магазинах и проза совсем другого рода – роман Алексея Митрофанова «12 кресел». Митрофанов – тот самый заместитель Жириновского, а сочинение его – римэйк Ильфа и Петрова не без участия начальника по партии в роли одного из прототипов главного героя. Обсуждать такого рода литературу с художественной точки зрения – по понятным причинам вполне бессмысленно. Есть здесь, однако, и весьма показательная тенденция. Если раньше в беллетристику из прочих жанров уходили в основном критики (Курицын, Кузнецов, Бавильский), то в последнее время ринулись писать романы также и буквально все привычные телевизионные персонажи. Владимир Соловьев, Сергей Доренко, а теперь еще и Митрофанов – как и те двое, не столько политик, сколько шоумэн. Причина и в том, и в другом случае одинаковая. Сначала деградация печатной прессы, подвергшейся не столько политической, сколько коммерческой цензуре, погнала бывших видных критиков сочинять книги. А затем уже изничтожение бурной телевизионной жизни сподобило влиятельных некогда персонажей компенсировать нехватку меняющих историю эфиров потенциально успешными, как им показалось, романами. Забавно, что как критики, так и «звезды экрана» совершенно не приняли во внимание, что беллетристика – особая профессия, заметно отличная как от писания критических статей, так и от сотрясания воздуха на ОРТ и НТВ. По всей видимости, они сочли, что романы может писать каждый – и это привело их к заведомо понятному печальному результату.

Уметь писать, меж тем, нужно не только фикшн, но и разного рода мемуарную словесность, которая с годами также не становится лучше. Недавно вышедшая книга Игоря Ефимова «Нобелевский тунеядец» - характерный образец того, «как не надо». Вокруг Бродского прошлось уже немало мемуаристов, и почти все на поверку писали не о нем, но о себе-любимом. Особенно гнусно это вышло у Наймана и Бобышева. Теперь и Ефимов, третьестепенный литератор-эмигрант, выглядящий весьма малоприятным типом в им же самим изданном «Эпистолярном романе» (переписка с Довлатовым), приступил к созданию собственного образа на фоне «моего друга Иосифа». Получилось нечто крайне неудобоваримое – большую часть книги составляют малоинтересные письма и соображения самого Ефимова на всевозможные посторонние темы («борьба с советской цензурой»), а вовсе не буквальные воспоминания на интересующую всех тему. Похоже, что все сколько-нибудь бодрые питерские шестидесятники решили воспользоваться памятью Бродского в своих собственных, вполне корыстных целях – хоть так, да пролезть за его счет в историю литературы.

В отличие от русского, американский нон-фикшн, как всегда, хорош. Этим летом в русских магазинах с большой помпой продавались мемуары Билла Клинтона «Моя жизнь». На первый взгляд, это довольно-таки тяжеловесное чтение – огромный том жизнеописания слишком рано ушедшего на пенсию политика. Аналогичное русское издание, по крайней мере, гарантированно обернулось бы невыносимым маразмом. Но читать Клинтона (со всеми гипотетическими его «юмашевыми») – дело крайне занимательное. Его подробные и (да, да, не без этого) несколько нудноватые описания избирательных кампаний замечательно передают то главное, что незаметно в Америке русскому взгляду, привычному к набору из Голливуда, Макдональдса и Буша. Из этих мемуаров видно, насколько США – консервативная, в полном смысле слова «общинная» страна. Десятки сотни страниц экс-президентского труда посвящены как заунывными, так и смешным сценам, смысл которых всегда один и тот же: всеми правдами и неправдами пропихнуть умеренный клинтоновский либерализм сквозь реакционную стену мировоззрения «благочестивых жителей нашего городка». Одолев эту книгу, понимаешь, почему Керри или даже Гор не могли уверенно победить на выборах – уж слишком «городские». А вот Клинтон – самое оно. Провинциальный южанин, способный сойти за своего для любого водителя-дальнобойщика. Ну а учеба в Англии и деятельность на президентском посту, вызвавшая такую невероятную ненависть со стороны республиканцев – это уже «одна из тех маленьких случайностей, которых так много в нашей жизни».

Однако лучшая из книг, вышедших в межсезонье – не проза вовсе, а своеобразный фотоальбом. В России неожиданно издали вышедший еще в «перестроечные» годы на Западе альбом Дэвида Кинга «Пропавшие комиссары». Любые упражнения на тему «как было и как стало» привлекательны по определению, так как позволяют почувствовать ход времени особенно остро. Однако с Кингом случай особый. Его книга – этакая визуальная история отечественной фото-цензуры, хроника ретуширования и откровенного редактирования официальной советской полит-фотографии. Он тщательно собрал и поместил рядом свидетельства того, как многослойный и разнокалиберный поначалу пейзаж «руководства СССР» сменился всем известными типовыми фото в стиле «Ленин и Сталин думают о нас», как с трибуны Мавзолея, с заседаний Совнаркома и с групповых снимков исчезали комиссары, уступая место уважительной пустоте вокруг единственного вождя. Альбом хорош не только как набор впечатляющих картинок – он идеально точно показывает один из самых тонких (а зачастую и вовсе незаметных) процессов в истории. То, как из первоначального хаоса постепенно формируется строжайший Канон. Очевидно, что подобное зрелище не может не быть страшноватым.

И - после таких потрясений очередного Дэна Брауна (пропади он пропадом!) уже, к счастью, в руки не возьмешь.               

30.08.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Конкретика

Перейти
03.10.2006 
Государственная мудрость
В Москве отменены гастроли грузинского балета

01.10.2006 
Социально близкие
Байкеры поступили на службу в МВД

01.10.2006 
"Эрика" берет четыре копии
"У-фактория" публикует запрещенную книгу в Сети

01.10.2006 
Следите за руками
Из Эрмитажа пропали ещё пять экспонатов

28.09.2006 
Награда нашла героя
В честь губернатора Ханты-Мансийского округа назвали планету

28.09.2006 
На славу нам
В Екатеринбурге приготовились жечь книги

28.09.2006 
Возвращение
Императрица Мария Федоровна перезахоронена в Санкт-Петербурге

26.09.2006 
Важнейшее из искусств
Министр культуры обеспокоен судьбой народных промыслов

25.09.2006 
Дисморфомания
Сорокин будет судиться с исказителями его пьесы


Вся Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера