В марте этого года произошло знаменательное событие в мире популярной музыки: 50 cent (Кертис Джексон) – известный производитель качественного рэпа – удостоился звания первого музыканта, побившего рекорды группы «Биттлз», и был признан самым продаваемым черным музыкантом за всю историю шоу-бизнеса. Такой успех был предсказуем и стоил просчитанных усилий и серьезных вложений.
Скандально известный Eminem еще три года назад подписал 50 cent в свою рекорд-компанию с «грошовым», по нынешним меркам, миллионным контрактом. Теперь, заработав около ста миллионов долларов, Полтинник стал идолом коммерческого хип-хопа и радует поклонников своей одеждой G-Unit, популярной по всему миру, DVD-выпусками с записью концертов и жизненных событий. Но этот музыкант лишь входит в десятку, а то и в двадцатку самых богатых хопперов. Из чего можно смело сделать вывод, что рэп-индустрия составляет сегодня огромную долю не только налоговых выплат, но и всей экономики США. (Европейский хип-хоп еще не вышел «на деньги», поэтому говорить о его экономическом феномене пока рано).
Самыми богатыми представителями этой культуры в Америке сейчас являются нью-йоркские монстры-магнаты Jay-Z и P. Diddy. Состояние обоих оценивается примерно в 320 миллионов долларов. Jay-Z, один из основателей звукозаписывающей компании «Rocafella records» и лейбла по производству одежды «Rocawear», недавно купил одну из самых крупных рэп-корпораций «Def Jam records», на которой сейчас выпускаются почти все хип-хоп легенды. Не останавливаясь на его бесчисленных покупках яхт, домов и прочего «жизненно необходимого», отметим, что он недавно купил баскетбольную команду «New Jersey Nets», где ныне считается главным инвестором. Его клуб 40/40 в Нью-Йорке можно причислить к разряду люкс. Он же выпускает совместную с Reebok линию спортивной обуви, пользующуюся сейчас бешеной популярностью в Америке.
P. Diddy снимает свой куш с компании «Sean John», которая успешно одевает часть мира вот уже несколько лет. Бывший партнер J. Lo, чья линия одежды пользуется не меньшей популярностью, является единоличным владельцем этой торговой марки. Параллельно музыкант, конечно же, возглавляет лэйбл «Bad Boy Entertainment» и, как и Jay-Z, выпускает свои альбомы, становящиеся мультиплатиновыми еще до выхода в массовую продажу.
Все «боги продаж» в этом бизнесе изначально обеспечивали себе серьезный промоушн. P. Diddy в свое время помогли легендарные Public Enemy, для 50 cent поработал Eminem (кстати, сам открытый для мира рэп-головой по имени Dr. Dre), в каждом интервью говоривший о своем новом артисте. Jay-Z больше помогали бизнесмены, чем звезды шоу-бизнеса. Иначе первый его альбом в 96-м не стал бы платиновым. Крупный бизнес помог промоушеном и менеджментом другим музыкантам, и теперь рэп-индустрия за счет последовательного инфекционного размножения превратилась в многомиллиардный продукт. Причем, каждая составляющая этого продукта пользуется своим положением и пускает корешки на другие рынки, где за счет популярности каждый исполнитель, естественно, обеспечивает себе успех.
Начиная с мелочных затрат на производство демо (чтоб новичков мог заметить, например, Eminem) и заканчивая менеджмент-компанией по управлению своими финансами (как это сделал самый стильный хип-хоп музыкант Snoop Dogg), все происходит по законам рынка. Любой исполнитель понимает, что для экономического успеха нужно и действовать соответственно - по законам большого бизнеса.
Теперь процесс производства рэпа напоминает больше покупку-продажу акций, нежели творчество. Практически все продажи предсказываются, и все приготовления перед выпуском альбома конструируются по одной схеме.
Огромное место в этой отлаженной денежной машине занимает продакшн артистов. Сейчас рэппер не сможет продать свой альбом, если над его треками не поработал какой-нибудь гуру, вроде Scott Storch. Эти продюсеры делают не только бит на дорожке, но и превращают песню в хит, создают ауру, необходимую для коммерческого успеха. Помня, что хип-хоп спас всю музыкальную индустрию, которая к 80-м годам стала чахнуть и задыхаться в рамках прежних рок-н-рольных стандартов, теперь услугами продюсеров хип-хопа пользуются не только мастера речетатива, но и блюзовые, фанковые, альтернативные и рок-музыканты (James Brown, Gwen Stefani, Sting, Linkin Park и многие другие). «Рэп отбил у них хлеб в середине восьмидесятых, но забывать про их таланты глупо». Такой «благотворительной» логикой руководствуются рэп-продюсеры, однако на треках все равно уделяют им меньшее место, так как Grammy и первые места Billboard все же остаются за хип-хопом. Имена легенд другой эпохи на альбоме вызывают удивление покупателя. Это удивление - от сочетания старого имени и нового контекста – стало важным механизмом в продажах пластинок.
Так рэп создал рыночную основу стихотворчества, что для поэзии в целом не характерно. Трансформируя то, что окружает обычного человека, в рифмы, музыканты пользуются огромным спросом, так как в ход можно пускать любые приемы. Именно эти приемы помогают развлечь или заставить задуматься слушателя. А для чего еще нужна музыка? Если артиста понимают, его покупают. А что если в роли музыки выступает реальная жизнь, конкретные истории или придуманные, но предъявленные так же просто, как это делается в телефонном разговоре с другом.
В прошлом году на всех радиостанциях мира гремела песня «Yeah!», совместная работа Usher`a (который, кстати, тоже совсем недавно стал инвестором одной из баскетбольных команд Кливленда), Lil Jon`a и Ludacris`a. Трек ротировался на всех радиостанциях от поп до джаза. Когда у монстра южноамериканского рэпа, уроженца Атланты и одного из создателей хита, Ludacris`a, спросили: «Что вы сделали с деньгами, полученными от продажи сингла?», он ответил: «Я купил себе дом», хотя играл одну из последних ролей в создании «боевика». В последнее время рэп-доходы поднялись и за счет скрытой рекламы. Один только «Макдональдс» пообещал за каждое упоминание его в тексте у любого рэппера на дорожке названия солидную сумму.
Феномен коммерческой силы рэпа, вероятно, состоит в том, что все «внешние эффекты» их продукта перестают быть внешними. Они все прекрасно вплетаются в основной продуктовый пакет, имя которому – культура хип-хопа. Одежда, атрибутика, брендосложенные рифмы, менеджмент на заказ. И все же, самым большим источником их творческого заработка после рэпа является работа в кино- и теле- индустриях. Один из самых уважаемых артистов западного побережья Ice Cube основал некоторое время назад кинокомпанию «Cube Vision». Три части малобюджетной «Пятницы» - комедии, режиссером и исполнителем главной роли которой стал сам Ice Cube - собрали для «Cube Vision» в общей сложности около ста миллионов долларов. Из последних успешных кинорелизов «Cube Vision» можно отметить «XXX 2», «Парикмахерская 2» и семейную комедию «Мы еще не приехали». Кстати, продвижение рэпперов на киноэкран начинал в 1991 году сам Ice Cube параллельно с 2Pac`oм. Ice Cube тогда снялся в ставшим легендарным «Boyz in da hood», а 2Pac в не менее значимом для Америки фильме «Juice». В кино засветился и лидер огромного клана любителей мотоспорта и криминальных разборок «Ruff Ryders» (одноименная одежда продается не хуже его дисков) DMX. Чтобы заметить его вклад в киноисторию, достаточно вспомнить «Сквозные ранения» со Стивеном Сигалом и «Никогда не умирай в одиночку» с Джетом Ли. DMX`у принадлежит и самый оригинальный бизнес-ход. Этот рэп-патрон, особенно горячо любимый в России, создал свою марку по производству одежды для собак.
Автобиографический фильм Эминема «8 миля» собрал в прокате около 280 миллионов долларов, не считая, конечно, бонус-dvd и саундтрека. Перечислять фильмы с участием рэпперов можно бесконечно, большинство из них не дали прямых денег киноиндустрии, но зато помогли исполнителю стать культовым, за счет чего его альбомы становились платиновыми как по щелчку.
На телевидении сейчас зарабатывают только двое – Snoop Dogg со своим безумным шоу, за которое он, по слухам, получает больше, чем Билл Клинтон за работу ведущим на политической передаче. И Xzibit, сделавший эмтивишную программу «Тачка на прокачку» одной из самых популярных во всем мире.
С момента появления первого клипа Run DMC на MTV в 1984 году многое изменилось. Хип-хоп смыл границы между реальностью и тем, что как ее представляют, используя внутреннюю цензуру и внешние правила. И на этом стал зарабатывать. Всерьез и надолго.
|