Неделю назад мы опубликовали статью Дмитрия Ольшанского "Партия ЖЖ и окрестностей". Сегодня мы публикуем ответ на нее Председателя Правления партии «Новые правые» Владимира Шмелева, которого текст Д. Ольшанского непосредственно задел. Текст ответа получился своеобразной рекламой партии, но мы не можем изменить нашей редакционной политике и не дать оппоненту высказать его мнение.
В 1870 году Марк Твен опубликовал рассказ «Как меня выбирали губернатором», в одночасье ставший надежным психологическим пособием для всех желающих принять участие в «свободных демократических выборах» по американской модели. При экспорте этой модели в Россию в начале 90-х практически сразу же были заимствованы и многие ее родимые пятна. Из-за чего любой наш соотечественник, неравнодушный к проблемам родной страны и пытающийся хоть как-то повлиять на ее развитие, оказался обречен на публикации в СМИ, объявляющие его «Гнусным Клятвопреступником, Монтанским Вором, Осквернителем Гробниц, Белой Горячкой, Грязным Плутом и Подлым Шантажистом».
Поэтому, когда полтора года назад мы заявили о своей инициативе по созданию партии «Новые правые», одновременно отстаивающей демократические и патриотические ценности, мы были морально готовы к тому, что на нашу голову сразу же польются потоки грязи. И в этом смысле статья публициста Ольшанского «Партия ЖЖ и окрестностей» ничем не выделяется из прочих, такого же рода публикаций, периодически появляющихся на разных сайтах и в газетах. Забавно, что нас - пожалуй, единственную партию в России, финансируемую из членских взносов - г-н Ольшанский объявляет «проектом» некоего «политтехнолога N». Видимо, речь идет о Марате Гельмане или Глебе Павловском. Впрочем, быть может, он имел в виду и кого-то другого. Хотелось бы внести ясность в этот вопрос и потребовать, наконец, свою долю! Если серьезно, то за последнее время нас уже успели обозвать проектом Администрации Президента, призванным окончательно «потопить» СПС, и кремлевской же технологией, направленной на раскол избирателей «Родины». А писатель Проханов на днях прямо заявил, что у «Новых правых» есть «огромный материальный, то есть денежный, и интеллектуальный, то есть политтехнологический ресурс». Куда уж тут скромному «политтехнологу N»! Разгадка у всех этих домыслов одна. Просто наша профессия - политика и мы знаем, что делаем. Ведь неслучайно журнал «Эксперт» аттестовал наш список кандидатов в Мосгордуму как наиболее «интересный».
Ольшанский называет нас коалицией «либеральных суфражисток, умеренных комсомольцев, цинических музыковедов, рьяных либертарианцев и героических адептов русского металла»? Ну, так еще полтора года назад известный «интеллектуал» Сергей Митрохин сказал, что «кадровый потенциал «Новых правых» чрезвычайно низок - полуобразованные мальчики», а эксперт по куриным окорочкам Борис Немцов поименовал нас «моськами, которые лают на слона, то есть на серьезных политиков». В общем, по области личных оскорблений Дмитрию Ольшанскому еще далеко до «старших товарищей», и, если бы вся его статья заключалась лишь в конспирологических измышлениях да в персональных «наездах», то не стоило бы и обращать на нее никакого внимания. Однако факт публикации статьи на сайте, чей изначально заявленный политический пафос «России и Свободы» представлялся нам крайне близким к идеологии «Новых правых», не позволяет нам отмолчаться – «святое место изгадил».
В реплике г-на Ольшанского есть два момента, на которых стоит остановиться подробнее. Во-первых, конечно, это его удивление по поводу списка «Новых правых» на выборах в Мосгордуму. Действительно, что общего у сторонника русской модели рейганизма Юрия Аммосова, одного из наиболее известных пропагандистов становления России как национального государства Егора Холмогорова, сатирика-государственника Максима Кононенко, консервативного журналиста Михаила Голованова, национально-демократических муниципальных депутатов от «Новых правых» и разнообразных «земских общественников»? Ответ на это крайне прост. Все эти люди готовы воспринимать триаду «Бог-Родина-свобода» в качестве своей высшей жизненной ценности. При всем различии своих позиций по всякого рода локальным вопросам, все они сходятся в главном: для современной России в равной степени важны защита ее национальных интересов и становление гражданского общества; традиционные ценности русского народа и усиление заявленных, но пока еще не в полной мере действующих, демократических институтов; легитимация частной собственности и развитие национального предпринимательства; приоритет местного самоуправления и независимость правовой, судебной системы. То есть, в рамках любой классической политической модели все вышеперечисленные политики являются типичными носителями «правой» идеологии. И представители разных «крыльев», допустим, Республиканской партии США отстоят друг от друга по своим взглядам гораздо дальше, чем те же Аммосов и Холмогоров. Однако это, почему-то, никого не удивляет.
На протяжении последних 15 лет наша страна (в силу известных исторических обстоятельств) жила по своей особой, ни на что не похожей, системе координат. Часть национально ориентированных традиционалистов-государственников видела свои надежды на будущее в восстановлении Империи - Советского Союза, таким образом, примыкая к «КПРФ» и, позднее, к «Родине», одновременно вынужденно соглашаясь с приоритетом социалистической модели экономики, революционным пафосом «левых» и преклонением перед «свершениями» КПСС. Другие считали, что в 1991 году случилась долгожданная анти-большевистская контрреволюция, после чего, за неимением лучшего, искали союзников среди либералов из «ДВР»-«НДР»-«СПС»-«Единства», ратуя за «скорейший переход на рыночные рельсы», «восстановление демократических институтов» и полное вымарывание «большевистского ига» из истории России. Те же трансформации претерпела и «лево-либеральная» публика, разделившаяся на поклонников февраля и октября 1917 года. Первые оказались среди наиболее активных сторонников Бориса Ельцина и Владимира Путина, вторые – в числе их непримиримых противников. В результате традиционное деление на «правых» и «левых» в России в течение долгих лет было достаточно условным. Нередко бывало, что по конкретным ценностным вопросам (например, отношения Церкви и общества, национальные и государственные интересы, вопросы морали и нравственности и т.п.) часть представителей «левых» партий высказывалась в унисон с определенными представителями «правых», в то время как их однопартийцы объединялись на прямо противоположных позициях.
Однако время не стоит на месте. Пост-революционный хаос 90-х во многом уже стал частью истории. Сегодня большинство «экс-красных» патриотов уже готово признать «эту страну», «Эрэфию», в качестве своей Родины и с подозрением относится к разного рода покушениям из-за рубежа на русский суверенитет. В свою очередь большинство патриотов «белых» уже согласны с признанием непрерывности нашей истории, отмечая, по крайней мере, Победу 1945 года и достижения в Космосе как крайне значимые вехи в развитии русской гражданской нации. Напротив, практически все «левые» - от «либералов-западников» до троцкистов и «марксистов-ленинистов» объединяются под знаменем борьбы с «кровавым режимом Путина», пропагандируя новую русскую революцию под красно-оранжевыми знаменами.
Похоже, пришло время для возвращения к истокам классического дуализма, описанного во всех учебниках политологии. Эпоха путинской стабильности отдает правым «правые», а левым «левые» смыслы, узурпированные в 90-е годы бандой проходимцев и клоунов. Разумеется, это процесс неодномерный, кто-то приобретает, а кто-то теряет.
С одной стороны, оформляются подлинные «правые», отстаивающие традиционные, семейные, моральные, религиозные ценности, сильное национальное государство со свободной экономикой и развитым гражданским обществом. С другой стороны, «левые», под влиянием оранжевых спонсоров выхолащивают патриотически-державную составляющую, загоняя себя в стойло «прогрессизма», интернационализма, экспорта революций и социалистической уравниловки, что в российских реалиях означает электоральное банкротство и идейный провал.
К последним принадлежит и г-н Ольшанский, который сегодня веселит публику левацкими фантазиями, типа мечт о кавказских интербригадах, готовых к зачисткам московских улиц от «нашистской сволочи», или «новом СССР» во главе с Ходорковским-Тимошенко-Лукашенко.
Так что реакция Ольшанского на наш поход в Мосгордуму лишний раз свидетельствует о правильности избранного пути. Скажем больше, идейная критика из этого лагеря для нас как «медаль за боевые заслуги».
Наконец, обратим внимание на главный пафос погромной статьи, который состоит вовсе не в призыве к избирателям отказать в доверии формирующейся коалиции. Нет, наши «левые» уже давно не ставят перед собой задачу обратить в свою веру хоть сколько-нибудь значимую часть населения страны. Мессадж статьи г-на Ольшанского предельно подл: «власть, обрати внимание на мои слова и сними их с выборов, используя административные рычаги!» По сути это донос в лучших традициях советской прессы.
И это тоже симптом, живое свидетельство изменения «право»-«левой» системы координат в сфере взаимоотношений власти и общества. Если на протяжении 90-х годов тезисы о необходимости развития гражданского общества и демократических институтов были абсолютной прерогативой лево-либералов, в то время как настоящие правые, скорее, были сторонниками сильной централизованной власти, то сейчас ситуация изменилась на 180 градусов. «Левые» как огня теперь боятся формирования в России пресловутого гражданского общества, причем некоторых русофобия толкает в ряды авторитарных держиморд. Тот же Ольшанский недавно настрочил программную заметку «Прощание с революцией», смысл которой исчерпывается откровенной цитатой из его ЖЖ: «Без Путина демократия победит быстро и тогда п….ц всему». Как говорится, если у президента такие друзья, то зачем ему тогда враги?
Напротив, молодые Правые силы поднимают сегодня на щит идею национальной демократии. Мы считаем, что возрождение страны придет от «почвы» – от низового, «земского» самоуправления, от того самого «морального большинства» нации, чей голос было принято игнорировать 15 лет либеральных реформ. Когда полтора года назад мы заявляли о том, что «правые» ценности интуитивно поддерживает от 50 до 70 процентов жителей нашей страны, большинство экспертов лишь снисходительно хмыкало в ответ на эти слова. Но, судя по истеричному тону политических конкурентов, похоже, что тогда мы попали в точку. У левых есть старый лозунг: «будьте реалистами – требуйте невозможного». Мы не требуем, мы уже делаем то, что было невозможным еще вчера. Из клубных дискуссий, из муниципальных кампаний, из коалиционных союзов формируется новая правая идеология, которая имеет громадный творческий потенциал. Кто предложит ее стране? Никто, кроме нас.