Статью «Левый поворот», подписанную частным лицом Михаилом Ходорковским, можно считать очередным чрезвычайно печальным событием. Ещё один человек, очень перспективный в политическом плане, сам себя списал, присягнув кажущемуся будущему победителю. Впрочем, статья стала очередным подтверждением того факта, что олигархи, даже наиболее разумные, остаются глубоко советскими людьми, мыслящими примитивными марксистскими категориями, не способными понять суть процессов, происходивших в стране в последние годы.
«Советская социалистическая собственность, которую кровью и потом ковали три поколения» действительно была общенародной? Это как-то даже не смешно. И эту собственность действительно создавал весь народ? Тоже, мягко говоря, спорное утверждение. Основной вклад в создание этой собственности внесли заключённые ГУЛАГа, которые уже физически не способны претендовать на восстановление справедливости. К концу существования СССР основную ценность в стране представляли нефтяные и газовые месторождения. Их, всё-таки, не вся страна расходовала и обустраивала. Колхозники, не способные прокормить даже самих себя, рабочие, выпускавшие никому не нужную продукцию, МНСы, вязавшие носки в бесчисленных НИИ, и другие столь же славные люди ничего не строили и не создавали, поэтому и претендовать им было не на что.
Реально обиженными могут себя считать некоторые учёные (очень незначительная часть), некоторые работники ВПК и некоторые военные. В общем, пострадавших от несправедливости сейчас в процентном отношении, пожалуй, не больше, чем в советское время. Пожалуй, даже, поменьше. СПРАВЕДЛИВОСТЬ И РАВЕНСТВО – ЭТО НЕ СИНОНИМЫ, А АНТОНИМЫ. СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ЭТО НЕ КОГДА ПОРОВНУ, А КОГДА ПО ЗАСЛУГАМ. И в этом плане «свобода и справедливость – вместе, по одну сторону баррикад». Тут Михаил Борисович абсолютно прав, только он-то, похоже, имел в виду нечто другое.
Совсем непонятен призыв автора к госпатернализму: его что, сейчас мало, что ли? «Не надо думать, с нами тот, кто всё за нас решит» сообщает нам «ящик» каждодневно и ежечасно. Любое самостоятельное движение без санкции Кремля подавляется в зародыше, а часто даже в превентивном порядке, о чём, опять же, вполне справедливо пишет сам МБХ. Вот это и есть настоящий госпатернализм. И именно он лишает страну всяких перспектив, поскольку людям вдалбливается мысль о недопустимости и бесполезности любых самостоятельных действий, как в политике, так и в экономике.
При этом Ходорковский приводит совершенно удивительный пример, который, видимо, должен иллюстрировать стремление народа к патернализму – 81% выступает за возвращение прямых губернаторских выборов! Это – левая идея? Народ сам хочет решать свою судьбу. Это идея вполне правая, прямо противоположная патернализму. Кстати, насчёт патернализма и соцобеспечения («93% считают, что пенсия не должна быть ниже прожиточного минимума»): в сверхпатерналистском Китае пенсионное обеспечение отсутствует в принципе, в антипатерналистской Америке оно такое, что нам и мечтать не приходится.
Совсем интересный вопрос, что понимает Ходорковский под легитимацией приватизации, которая «отнюдь не означает огосударствления экономики». В статье, называющейся "Левый поворот" и написанной во славу грядущего патернализма, нет даже намёка на возможность преодоления данного противоречия.
Главная же проблема автора в том, что он (прямо надо сказать, далеко не только он один) не понимает принципиальной вещи: нам нужен не левый, а правый поворот. Трагедия России в том, что в ней так и не появилось настоящей правой, либерально-патриотической партии. Даже приближения к ней не было. Соответственно, не было и правой политики. Была и есть удивительная смесь либерального фундаментализма, вычитанного из западных книжек, и безудержного воровства (при этом роль второго фактора с годами быстро растёт).
Что в этом правого – автор вряд ли сможет объяснить. Именно дикое, нарастающее воровство и воспринимается как несправедливость, что, безусловно, совершенно правильно. Только не левым его останавливать. Нынешние воры – дети застоя, гиперциничного времени, когда всё стало покупаться и продаваться. Может быть, дорогой Леонид Ильич был правым?
Именно на правый, а не на левый поворот обречена Россия. Либо на нормальный правый, который станет её единственным спасением, либо на ультраправый, который произойдёт под лозунгами справедливости, госпатернализма, а заодно – исключительной роли русской нации и немедленного повешения жидов-олигархов. Вряд ли Михаил Борисович порадуется такому повороту. Но именно его он и приближает подобного рода статьями.