Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Сын мой, знаешь ли ты меня

"Хроники Нарнии" критикуют за добросовестность

Когда фильм "Хроники Нарнии: Лев, колдунья и платяной шкаф", снятый по одноименной второй части "Хроник Нарнии" К.С.Льюиса, выходил на экраны, утверждалось, что это первая кинематографическая Нарния. Это так, но только для большого экрана. У каждого десятилетия есть своя Нарния. В Голливуд она попала впервые только сейчас, это так, но в Британии ее экранизировали каждое десятилетие после появления телевидения. Причем, именно эту книгу. В 1967 году вышел телесериал, в 1979 – рисованный мультфильм. В 1988 году на BBC запустили самый большой проект по Льюису: "Лев, колдунья и платяной шкаф" был выпущен двухсерийным телеспектаклем. За ним последовали "Плавание "Первопроходца Зари" и "Серебряное кресло" с тем же составом и новым режиссером. Практически все версии были засмотрены благодарной британской аудиторией до дыр, и не только британской: релизы делались и для США.

Дисней брался за дело отнюдь не на пустом месте. Проверенный автор и проверенный сюжет. Принято считать, что ремейки и экранизации – беспроигрышный вариант, в прокате фильм непременно отобьется на обычном любопытстве. Что это не так, показал вышедший одновременно с "Нарнией" "Кинг-конг" от Питера Джексона. Дисней тоже опирался на опыт предшественников: скажем, волшебная палочка Белой Ведьмы в фильме практически точно повторяет тот же копьевидный дизайн, как и у BBC. Но на этом цитаты и исчерпываются. Понятно, впрочем, что для мировой аудитории "Нарния" теперь будет прочно ассоциироваться с диснеевской постановкой. Может, оно и к лучшему. Постановка BBC выглядела очень "британской" – Нарния там выглядела точь-в-точь как сельская округа Британии, а непобедимая армия колдуньи состояла из двадцати-тридцати анимированных уродцев. В сценографии Диснея исчезла локальность, но появилась эпичность. Леса стали вековыми, скалы отвесными, водопады стремительными, горы поднебесными, равнины бесконечными.

Благодаря тому, что ситуации стали более родовыми, Нарния не только стала менее иностранной для небританских зрителей, но и дух льюисовских книг стал неожиданно живее. Мир Льюиса – это мир именно превосходных степеней. Камерность там присутствует только в интерьерах, а основное действие нарисовано с размахом. Спецэффекты это только подчеркивают. Конечно, до уровня "Властелина колец" или "Поттера" они не дотягивают: анимированного льва или бобра можно отличить от настоящего, хотя и сделаны они нарочито "похоже". Фильм берет свое скорее операторской работой и звуком, чем компьютерной анимацией. Но благодаря этому и вспоминаются не общие планы, а лица. Один из самых напряженных моментов фильма – тот, где дети бегут от преследующей их колдуньи по льду озера. Никаких спецэффектов, просто стремительные тени на снегу и нарастающий звон бубенчиков. Изобразить битву с размахом не сложно, для этого-то приемы как раз давно отработаны. А вот как передать все то величие, что Льюис вкладывает в образ божественного "льва" Аслана? Хорошо, когда автор пишет, что лев зарычал так, что лес заходил ходуном, как под ураганом. Но  каким спецэффектом отразить не-львиный взгляд, на котором у Льюиса построена половина общения персонажей? 

Религиозная насыщенность под фабулой и является основной сложностью при создании киноверсий "Нарнии". Как минимум две трети рецензий обличали Диснея за "политкорректность" – мол, если не знать заранее, то и не догадаешься, что книга Льюиса – апология христианства; какая-то, дескать, безразмерная духовность с уклоном в язычество. Дорогие коллеги, если вы разучились или никогда не умели читать аллегории, не выдавайте свое невежество за факт. Льюис, филолог-классик, писал свою серию для детей во вполне средневековой манере, все его повествование – иносказание от начала до конца и в лучшем случае содержит один-другой мягкий намек вроде: "- Сын мой, - обратился к нему Аслан, - я давно знаю тебя. Знаешь ли ты меня? - Нет, сэр, - отвечал извозчик. - Не могу сказать, что знаю. Однако, извините за любопытство, похоже, что мы все-таки где-то встречались…" ("Племянник чародея"). При этом аллегории могут пересекаться, находить друг на друга. Нарния – мир художественный, нарочито художественный и книжный. Всю ее вселенную можно пересечь пешком за неделю, эпохи в ней перемешаны от раннего средневековья до индустриальной эры. Если критики (с примитивно-фундаменталистской или атеистической точки зрения - крайности, которые так часто смыкаются) усмотрели язычество во второй книге, что бы они вообразили, если б вспомнили, что в первой книге Аслан творит духов стихий – дриад, наяд, сатиров и прочих персонажей античной мифологии, а в четвертой книге ("Принц Каспиан") привлекает к войне Вакха с сатирами и менадами?

Интересно, что фундаменталисты с Льюисом не только не примирились, но и давно приняли его в качестве своей основной детской литературы, а вот атеисты пытаются быть святее Папы Римского. Огульное отрицание всего, что не содержит прямой цитаты из Библии – завоевание не "мрачного средневековья", а новейшего времени, от sola scriptura Лютера прошло 400 лет, прежде чем в 1915 году американские протестанты впервые заявили, что Библия должна пониматься лишь буквально, и кто утверждает иначе, анафема да будет. В Средние века была жива иная концепция "благочестивого язычества", когда дохристианская мудрость и мифология рассматривалась как младшая сестра христианства, знание по объективным причинам недозрелое, но уж, во всяком случае, почтительное к христианству, поучительное и безвредное. Книги Льюиса и были таким художественным ответом на доктринальную узколобость фундаментализма, с одной стороны, и тотально светский образ жизни общества - с другой.

Нет, предъявить создателям "Нарнии" упрек в том, что Льюиса выхолостили, нельзя никак. Ну хорошо, пусть иносказаний рецензенты понять не смогли – но хотя б сверить увиденное с текстом Льюиса можно было? Финальная битва, которая составила большую часть рекламного трейлера, в книге занимает два абзаца. Диснеевцы нарастили художественные подробности в замке колдуньи и в эпизодах бегства героев, превратив его в погоню, один совсем второстепенный персонаж немного поменял профиль. А в ключевых эпизодах фильм следует за книгой слово в слово. И все коннотации Льюиса на месте: ночной лес вполне сойдет за Гефсиманский сад, поношения льва выглядят близкой цитатой из гибсоновских "Страстей Христовых", девочки Сьюзен и Люси выражением и позами соответствуют канонической иконографии Mater Dolorosa и жен-мироносиц, колдунья восклицает свои реплики над жертвенным камнем с точной интонацией пилатовского "се человек", и даже у крылатого вампира внешность неуловимо саддукейская. И это далеко не первый успешный опыт Диснея с иносказаниями: еще в 1994 году эта же студия пересказала для детской аудитории "Гамлета" на материале из жизни зверей в кенийском заповеднике Серенгети (догадались, про что речь? ну да, "Король-Лев").

Дисней безусловно рассчитывал на особую поддержку религиозной аудитории, благодаря которой год назад стал блокбастером фильм Гибсона "Страсти Христовы". Компании изрядно в прошлом доставалось от консервативной Америки, правда не столько за образовательно-художественные достоинства его продукции, сколько за внутреннюю политику равных льгот для семейных геев, и "Нарния" была ее частичной реабилитацией. Выход фильма сопроводили и специальным учебным наставлением для воскресных школ, где вся символика была подробно расшифрована (это общепринятая практика: выпущенный в конце 1990-х Dreamworks "Принц Египта" был снабжен комментариями историков и богословов всех трех религий).

Рекордные сборы "Нарнии", тем не менее, сделала вполне светская аудитория. Последние годы искусство, несомненно, все больше тяготеет к эпичности и мифологии. Это одно из следствий преодоления постмодерна, который десятилетиями боялся не только твердых ответов, но и просто нравственных дилемм, а уж серьезности и глобальности отрицался принципиально. Однако и взрослым становится тошно без ясных ответов на вопросы о добре и зле, а уж детская литература без них и вовсе жить не может. Миф дает возможность говорить об этих вещах, не касаясь современности.

Ну а для меня критическим признаком успеха фильма было мнение девятилетней рецензентки, с которой я ходил на "Нарнию". Выйдя из зала, она сказала: "Мне понравилось больше "Поттера".

Стало быть, кино попало в нужную точку.

23.01.2006
Юрий Аммосов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера