Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Трус не играет в теннис

Новый фильм Вуди Аллена – экранизация вопроса «и что?»

Те, кто ругают прошлогоднего юбиляра Вуди Аллена за фильм «Матч пойнт», нахально заявленный на «Золотой глобус» в трех номинациях, делают это с тем же бессильным раздражением, с каким ранее обрушивались на «Близость» Майка Николса. Старики явно выделываются, почуяв, что на восьмом десятке можно все. Впадать в литературщину, нарочито плюнув на актуальность, изображать патриархов, озабоченных «вечными» темами, создавать видимость глубоких размышлений под маской усталого равнодушия.

Один влиятельный европейский критик назвал «Матч-пойнт» худшим фильмом года, «жидкой, лишенной вдохновения копией смутных морализаторских историй, которым в кино несть числа». Другой – блистательным ретро, чьи автоцитаты отсылают к «Любви и смерти» (1975) с заходом в «Преступления и проступки» (1989). С остальными мнениями та же чересполосица. В любом случае, это, наверное, самый грустный фильм Вуди Аллена – нью-йоркского Зощенко, чей смех сквозь слезы был привычным, если не единственно возможным проявлением гуманизма. Здесь нет ни самого маэстро, ни списанных с него болтливых комиков с холерической жестикуляцией, ни даже вечного и неизменного Манхэттена, где по определению должны разворачиваться события. Впервые в карьере Вуди Аллена съемки на родине оказались ему не по карману, и действие было перенесено в Лондон. Город черных кебов и красного кирпича, Биг-Бена и галереи Тейт, скромных аристократов и расфуфыренных гвардейцев у королевского дворца. Город ненастоящих, аллегорических драм.

Именно таким видит его Вуди Аллен, чьи знания о незапамятной метрополии, может, и не ограничены путеводителем серии Dorling Kindersly, но уж точно основаны на литературе и кино куда больше, чем на непосредственном опыте. Отсюда – парадоксальная честность фильма. Было бы куда хуже, если демонстративно сконструированная история карьеры амбициозного разночинца заигрывала бы с принципом реальности. В преувеличенно архаичных декорациях должна разворачиваться преувеличенно архаичная, иначе говоря  – «вечная» интрига. Профессиональный теннисист Крис Уилтон (Джонатан Рис-Майерс) уходит из большого спорта, оценив свои гарантии на место в третьей сотне мирового рейтинга. Он ирландец, умеющий только махать ракеткой и желающий поселиться только в Лондоне. Устроившись инструктором в престижный клуб, Крис быстро знакомится с аристократом Томом Хьюиттом (Мэттью Гуд). Выясняется, что оба разделяют любовь к теннису и опере. Не проходит и суток, а Крис уже сидит в личной ложе клана Хьюиттов, глава которого владеет крупной компанией, охотится в лучших угодьях и жертвует на Королевскую оперу. Крис себе сидит, а на него вовсю глядит, сжимая бедра, милая и лишь чуточку страшненькая сестра Тома – Хлоя (Эмили Мортимер). Интенсивность их романа сопоставима лишь со скоростью подачи в профессиональном теннисе.

Кстати, о названии. Match Point – это решающая ситуация, когда от одного броска зависит исход поединка. Начальные титры предваряет крупный план сетки, над которой в мерном рапиде вращается отскочивший мяч: упадет по ту ли, по эту ли сторону… «Лучше быть везучим, чем добрым» – звучит закадровый голос. Крис активно продвигает эту плоскую мудрость в жизнь. Удача сама плывет ему в руки. Старинный дом распахивает перед ним дубовые двери, глава почтенного семейства устраивает его в свою фирму, и только сексапильная невеста Тома – начинающая и, к тому же, американская актерка Нола Райс (Скарлетт Йоханссон) – вмешивается в идиллический сценарий. Вмешивается невольно, так как Крис просто ничего не может с собой поделать и в своих ухаживаниях переходит все границы приличий. Но то ли это выдержка у всех такая, то ли ни у кого глаза с мозгом не сообщаются, но какое-то время Крису все сходит с рук. Его женитьба на Хлое почти совпадает по времени со ссорой Нолы и Тома – хороший сын, послушался маму. Это еще один фарт: теперь Крис может беспрепятственно крутить с Нолой, не опасаясь, что кто-то из близких родственников отстрелит ему дымящиеся чресла в примятой ржи фамильных полей. Пока Хлоя мучается, стараясь забеременеть строго по календарю, Крис все чаще отлучается с работы, чтобы совокупиться с Нолой. Истощенный страстной продавщицей, почти оставившей мечты о сцене, Крис отбояривается от жены тем, что очень устал в офисе, ведь у него теперь такая ответственная должность, машина с водителем, разъезды и переговоры… Природа не терпит пустоты. Даже если бы Крис не был балбесом, что так убедительно получился у балансирующего на грани бездарности Риса-Майерса, у него бы все равно порвался презерватив. Нола беременеет, устраивает Крису сцены и требует уйти от Хлои, он клянется, кусает пухлые губы и ничего не может сделать. Его хватает только на то, чтобы взять у тестя охотничий дробовик и отправиться к Ноле в гости. Еще в самом начале Криса довольно долго показывают за чтением «Преступления и наказания», чтобы не осталось никаких сомнений в наличии у него наполеоновского комплекса. Соседская старушка – хороший инструмент запутывания следов. Инсценировав убийство в поисках наркотиков, Крис дожидается Нолу в подъезде, укладывает ее как мнимого свидетеля и стремглав бежит в театр, где его дожидается ненаглядная Хлоя. В кои-то веки подарил ей культпоход на ненавистный мюзикл, опаздывать нехорошо. 

Почти беспрекословное следование сюжету «Американской трагедии» Драйзера с этого момента несколько нарушается. И не только потому, что дело происходит в Англии, но и потому, что при всей архаичности это история современного зла. Естественная для XIX века неизбежность наказания сменилась в следующем столетии эпатирующей, играющей своим демонизмом безнаказанностью, которая со временем поблекла и превратилась в повседневную рутину. Крис выбрасывает кольцо соседской старушки в Темзу, а оно, как тот теннисный мячик, ударяется о парапет, и падает на набережную, заставляя наиболее отсталых зрителей ждать обвинительного заключения. Как бы не так: кольцо всплывет не в деле Криса Уилтона, а в кармане незадачливого наркомана, чтобы детектив, слишком внимательно прочитавший дневник Нолы Райс, не переусердствовал в расследованиях. Тем более, что чета Уилтонов уже готовиться привезти из роддома своего первенца. Это не диагноз обществу и, тем более, не обвинительное заключение. Провидение привечает успешных, и Вуди Аллен не думает, что к этому надо как-то относиться. Ему семьдесят лет. Позади жизнь, в которой явно было больше того, что нашло отражение в фильме «Матч-пойнт». Вопрос «и что же?» неуместен, ибо перед нами – его экранизация. Тема не стареет, по крайней мере – в обозримой перспективе.

19.01.2006
Ян Левченко

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера