Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Нехороший сериал

Экранизация «Мастера и Маргариты»

Все знают, какие у нас сейчас сериалы. Жуткая историческая клюква про «Адьютантов любви», чудовищный «Есенин», что-то, как обычно, про бандитов и добродетельных милиционеров с бандитскими же физиономиями. Скоро еще ожидается «Пушкин», кадры из которого производят неизгладимое впечатление – это явно будет тот случай, когда не то что рецензировать, но и смотреть ни одной сцены нельзя будет, просто для сохранения психики в порядке. Так что само объявление о выпуске «Мастера», пусть и с Бортко («Собачье сердце») в качестве режиссера, не обещало ничего хорошего. Но все-таки сочинение Булгакова очень сложно испортить, текст там настолько хорош, что как не сними, а все будет увлекательно. Поэтому пришлось смотреть. Итог неутешителен: получилось еще хуже, чем ожидалось.

Прежде всего, Бортко снял удручающе плоскую картинку. Даже самые средненькие советские телевизионные фильмы снимались на объемную, «настоящую» кинопленку – здесь же мы имеем дело с типичным сериальным видео, таким, какое регулярно радует глаз в латиноамериканских мыльных операх. Даже бесконечные сериалы про «полицию Лос-Анджелеса» делаются в этом смысле куда качественнее – а уж книга Булгакова-то и подавно заслужила быть экранизированной хоть и в формально телевизионном, но все-таки кино-формате, благо бюджеты как будто бы позволяют. Но, увы – отснятый материал больше всего походит на видеоклипы канала Муз-ТВ, тот же трехкопеечный шик. Эффекты, кстати, под стать пленке – дешевизна и невыносимая примитивность их бросается в глаза, особенно в сценах полетов и полуночного бала. В эпоху «Кинг-Конга» и «Властелина Колец» нужно либо набирать денег на полномасштабную технику, либо – придумывать, как обойтись и вовсе без, но только не демонстрировать убожество самым картонным образом летающих по небу героев.

Герои – особая история. Кастинг у Бортко вышел почти во всем неудачным, единственная находка – Мастер (Галибин), но и его озвучивает, к сожалению, невозможный Иешуа-Безруков. Басилашвили-Воланд по-своему замечательный актер, но в романе Сатане на вид «около 40», в то время как у Бортко – 70. Даже если это и «авторская идея» (хотя, скорее всего, банальное желание привлечь гарантированных «звезд», а не искать, рискуя и прилагая усилия, кого помоложе), то я решительно не вижу причины искажать гениальный текст подобным образом. Собственно, проблема возраста стала главной для кастинга – Пилату 80 лет, сильно состарены также Лиходеев, Берлиоз и Коровьев (хотя в последнем случае возраст вполне условный, но все же). Примечательно, что сам Булгаков, издеваясь над режиссурой Станиславского в «Театральном романе», предвидел эту ситуацию, подробно описав то недоумение, которое испытывает драматург Максудов, когда его просят сделать героев постарше, а то «основоположники обидятся». Но не только старость мешает актерам злополучного сериала. Маргарита у Бортко – банальная буржуазная пустышка, а вовсе не Елена Сергеевна, которую писал любящий Булгаков. Бездомный в сериале – этакий «парниша из трамвая», а совсем не тот, пусть и «пролетарский» изначально, но все же известный литератор. Абдулов –  попросту скверный актер, и уж точно не ему играть Коровьева, образ которого должен сочетать клоунаду и ужас, гаерство и устрашение. Об Иешуа нечего и говорить, настолько непотребной получилась эта, и без того крайне сложная и сомнительная с точки зрения экранизации линия. Кроме того, сама постановка актерской игры ужасна – герои у Бортко торжественно, с надрывом, как в провинциальном театре, декламируют более чем ироничный, на самом-то деле, текст. Никто из них и близко не пробует хоть на минутку не «играть», а изобразить нечто негромкое, человеческое – между тем именно так вышло бы и психологически достовернее, и смешнее, и страшнее.

Явная и, возможно, намеренная ошибка с эпохой – еще одна неудача сериала. Датировки романа, конечно, не могут быть однозначными, Булгаков писал его много лет, однако наиболее точная дата «современного» действия «Мастера» – 1929 год, и даже с учетом несогласовок, многочисленных редакций и т.п. М.А. писал об эпохе конца двадцатых, в то время как Бортко формально сдвинул свой сериал в 1935 год, а по многим деталям и дальше, к концу 1930-х, времени «Большого террора». И это, конечно, грубейшее искажение – так, скажем, Берлиоз и Бездомный, типичные функционеры РАППа, не могли бы действовать в более позднюю эпоху. Да и вообще с историей и классическими текстами стоило бы быть аккуратнее – учитывая хотя бы масштаб аудитории, которая сериал смотрит и именно по нему составляет впечатление о Булгакове в частности и русской истории вообще. Не было в «Мастере» никакого «НКВД», да и Канта предполагалось отправить на Соловки, а вовсе не в абстрактные, самым возмутительным образом вписанные Булгакову «лагеря».

Переделка романа, разного рода «режиссерские находки», причем крайне дурацкие – все-таки самое неприятное место из всего перечня претензий. Бортко зачем-то ввел в действие фильма лишнего героя, которого нет у Булгакова – следователя НКВД с грузинским акцентом во френче и с пенсне, этакого квази-Берию, которого играет Гафт. Зачем в «Мастере» Берия? Дабы лишний раз подчеркнуть и без того ложную датировку? Именно ему, кстати, приписан в фильме текст эпилога, а вся речь от автора, надо сказать, вообще заменена в сериале на прямую - и совершенно напрасно, ведь куда уместнее был бы «консервативный» прием закадрового голоса. Наконец, ближе к концу сериала действие начинает перебиваться совершенно бессмысленными включениями исторической хроники, включая и кадры процесса над Бухариным, Рыковым и Ко 1938 года. Зачем этот бредовый, никакого отношения к «Мастеру» не имеющий ликбез по сталинизму? Иными словами, Бортко умудрился испортить все, что только можно – и почти ничего не сумел сделать удачно.

Отчего же сериалы, даже такие дорогостоящие и разрекламированные, как «Мастер», получаются столь скверными? В советское время уровень телепостановок был очень высок, куда же все делось? Напрашиваются как минимум четыре обьяснения происходящему. Во-первых, на ТВ активно действуют мерзавцы-продюсеры, чье генеральное продюсирование сводится к идее – «зритель дурак, ничего не поймет, нужно делать все как можно проще». Во-вторых, ввиду либерализации бюджетов исчезли разнообразные советские должности и кинематографические задачи, которые признаны «излишними». Нет толковых редакторов, нет уважения к историческим деталям, нет представления о том, что музыку должны записывать живые оркестры, а не дешевый синтезатор, что свет и звук нужно ставить долгими часами и т.д. и т.п. Опять-таки, «проще надо быть» - тяп-ляп, и поехали собирать кассу. В-третьих, отсутствие цензуры (голливудские цензоры в этом смысле так же строги, как советские) провоцирует сценариста и режиссера на то, чтобы «разгуляться» - отсюда и неуместные хроники, и прочие подобные им казусы. В-четвертых, есть большое подозрение, что финансы, гм-гм, разворовываются. Поэтому и оказывается, что эффекты картонные, посадку самолета снять никак невозможно, зато очень даже возможно, что кто-нибудь от сей экономии остался в большом денежном плюсе.

Иными словами, не надо бы портить классику постсоветской кинематографией. Пусть бы они и дальше снимали про своих «бешеных» и прочих «афганцев, идущих мстить рэкетирам». По крайней мере, в этом случае форма бы полностью соответствовала содержанию – не то, что в случае с нехорошей квартирой и ее временными обитателями.          

31.12.2005
Дмитрий Ольшанский

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера