Успех «Моей прекрасной няни» на последней раздаче бронзовых «Орфеев», а она удостоилась сразу двух статуэток (Анастасия Заворотнюк как лучшая актриса, и продюсеры проекта в своей номинации) – заслуживает внимания и какого-то разумного объяснения.
На впечатляющие рейтинги этого ситкома еще можно было бы наплевать и забыть, как наплевали телекритики на многолетний аншлаг «аншлагов» и забыли его как смешной сон, но когда квалифицированные телеакадемики, люди вроде бы небезнадежные по части эстетического вкуса и образования, довольно дружно отличают этот «продукт», то здесь стоит, по крайней мере, призадуматься.
То, что ситком вообще и распрекрасная «Прекрасная няня» в частности - не великое искусство и, может быть, вовсе не искусство, - более или менее понятно. Тогда что же это?
Помнится, в советское время у нас в ходу было выражение «идейно-художественное содержание произведения». Помню, мы только и делали, что боролись за его идейно-художественный уровень. И говорили о неразрывности написанных через черточку двух слов.
В эпоху массовой культуры вообще не принято говорить об идейной составляющей произведения. Да и вместо слова «произведение» все чаще употребляем термин «проект». И вследствие этого правильнее было бы назвать нашу нынешнюю деятельность «борьбой за конвейерно-художественный уровень маскульта». Это я говорю без иронии. Нравится нам или нет, но такова объективная логика процесса. И без всякого юмора склонен считать, что на этом пути «Няня» - своего рода подвиг всех, кто к оному так или иначе причастен.
Говорят: не велико достижение, поскольку в основе проекта лежит позаимствованный формат. Это правда. Завезен он из Штатов со всеми обязательными параметрами: чтоб герой был преуспевающим музыкальным продюсером и к тому же вдовцом, чтобы детей было трое, чтобы в доме был респектабельный дворецкий, чтобы в доме отиралась помощница, озабоченная матримониальными соображениями, и чтобы его интерьеры украшала хорошенькая и бойкая нянька из провинции, мечтающая выйти замуж за своего хозяина.
И еще одно условие: чтобы «прекрасная няня» со всей своей родней несла бы на себе отпечатки иной языковой среды. В американском оригинале няня – еврейка. У нас ее сделали хохлушкой. И там и тут ненормативный говор – всего лишь комедийная краска, которой, не знаю как американская актриса, а у нас и Анастасия Заворотнюк и Любовь Полищук пользуются весело и щедро.
Надо признать снайперским и весь подбор актеров. Верная примета того – все они легко вошли в роли, которые стали масками и теперь могут позволить себе выступать на эстраде от имени своих персонажей с импровизационными скетчами. Могут они и подрабатывать как конферансье на корпаративных вечеринках, что, кажется, и делают Борис Смолкин (дворецкий Константин) и Ольга Прокофьева (Жанна Аркадьевна).
Особая удача – Анастасия Заворотнюк, до этого скромная артистка театра «Современник», а теперь, благодаря «Няне» - звезда огромной величины. Надо было видеть, какой фурор она произвела минувшим летом на «Кинотавре». Никто из киноактеров и даже див шоубизнеса так не взволновал сочинскую публику. Такой визг обожания поднялся над черноморским побережьем, когда актриса выпорхнула на красную дорожку, что сразу стало понятно: ее Вика Прутковская – всероссийская и, пожалуй, всеэсенгешная Няня.
Задним числом стоит войти в положение продюсеров проекта Александра Роднянского, Александра Акопова и Константина Наумочкина, рискнувших преподнести американскую игрушку отечественному зрителю. Их риск состоял в том, станут ли нам, как полагают наши социологи и политологи, депрессивным, обездоленным и униженным, близкими и понятными их чисто буржуазные заботы.
Рейтинг показал, что стали.
Тут, правда, многое решила талантливая адаптация американского сценария к российским реалиям и нравам. В том числе к политическим, телевизионным, к нравам шоу-бизнеса.
Самое верное, что сделали продюсеры - они пригласили писать репризы и скетчи не авторов, работающих на артистов из труппы Петросяна и ватаги Дубовицкой, а кэвеэновских сценаристов.
Разумеется, юмор «Няни» не глубокий. Это далеко не Жванецкий, но уже, по крайней мере, не Петросян, не «русские бабки», не братья Пономаренко. Он рассчитан не на смех до упаду и потери сознания, а на понимающую и сочувственную улыбку.
Ситком – это действительно симптом. Это уже вполне буржуазная забава в отличие от совковой расслабухи типа «Аншлага».
Но так ли она нова для нас? Что-то похожее уже было.
Разве не был ситкомом «Кабачок «13 стульев»? Был, только что без закадрового смеха. Но эту функцию эмоционального стимулятора выполняла песенка под закадровую фонограмму. А так много общего: сквозные персонажи, маскообразные герои, скетчевая драматургия, репризный характер общения…
Там стулья, столики и барная стойка.
Здесь диваны и барная стойка.
Там – пан Директор, здесь – господин Продюсер. Там - властолюбивая пани Моника, здесь – рвущаяся к власти Жанна Аркадьевна. Там – добродушно-ехидный пан Ведущий. Здесь – ехидно-добродушный дворецкий Константин. И т.д.
Тогда исполнители завсегдатаев общепитовского заведения, радуясь своей телепопулярности, жаловались, что им трудно в театре отлепить от себя маску.
И сегодня актрисе Анастасии Заворотнюк можно с одной стороны позавидовать в виду ее популярности, а с другой – надо посочувствовать по той же причине. Едва ли ей уже удастся содрать с себя маску Вики Прутковской. Но таковы издержки жанра и формата.
Помнится, как часто тогда серьезная критика сетовала на несерьезность того зрелища, на его пошлость, на профанацию актерского ремесла, а оно жило и жило. Закрыли его не по эстетическим, а по политическим мотивам, в виду обострения ситуации в Польше, откуда родом были герои «Кабачка».
Тем не менее, когда политические мотивы по обе стороны границы с дружественной славянской страной отпали, возродить «Кабачок» не удалось. А сколько было попыток… И так и эдак пробовали. И как только эти стулья ни расставляли, как только музыканты ни садились, а дело все не шло.
Ситком «Кабачок» умер; да здравствует ситуационная комедия «Моя прекрасная няня»!
Просто «Няня» более адекватно отражает житейские реалии сегодняшнего дня: на авансцену вырвались те, кто помоложе, и ситуации иные, и шоу-бизнес другой. И мы, зрители – иные.
Хорошо ли, плохо - мы, зрители, обуржуазились, если не в материальном отношении, то в ментальном. И нам, стало быть, понятны простые мечты и звонкие радости продавщицы, выброшенной из бутика в Бирилево и осевшей в доме интеллигентного нового русского. Вика к тому же девушка расчетливая, без комплексов и никогда не впадающая в грех уныния нянька и самое смешное - романтичная.
Последнее, видимо, буржуазному зрителю особенно дорого. Он ведь мечтает не просто хорошо и комфортно устроиться в жизни, заключить брак не только по рассчету, но и на небесах его оформить.
Романтизация буржуазных отношений в мире, где человек человеку и не брат, и не сват, и не друг, а либо партнер, либо конкурент, - дело непростое и нелегкое, но крайне нужное.
В эпоху «Кабачка» мы если и были мещанами и обывателями, то несмелыми, стеснительными и полулегальными. Теперь другое дело.
Сейчас СТС крутит «Няню» по три раза в день, повторяя весь цикл чуть ли не в пятый раз, и готовится к съемкам продолжения. Вот поэтому, собственно, и была отложена неотвратимо надвигавшаяся свадьба Вики и Максима.
Удача «Прекрасной няни» поспособствовала моде на этот формат.
Уже с осени идет новое творение СТС - «Люба, дети и завод» с Татьяной Догилевой в главной роли. Находится в производстве сериал «Кто в доме хозяин» - повествование о преуспевающей деловой женщине, матери-одиночке (восьмилетний сын), к которой нанимается домработницей бывший спортсмен и отец-одиночка (а у него дочка)… Была информация о работе над ситкомом «Дедушка моей мечты». Тут комедийные ситуации будут крутиться вокруг офицера-отставника, который, оказавшись непрошенным родственником в семье с налаженным буржуазным бытом, отравляет всем жизнь, а потом как-то само собой получается, что эти «все» к нему душевно привязываются.
В планах «Первого канала», насколько известно, есть нечто сходное - в его ситуационной комедии героем станет не дедушка, а дядюшка, но тоже чьей-то мечты и примерно с такими же комедийными поворотами. Создатели уже и исполнителя главной роли было присмотрели – Геннадия Хазанова, да почему-то не сладили…
Думаю, не ошибусь, если скажу, что СТС после того, как сострижет все дивиденды с «Няни», продаст ее на Первый канал, и волна интереса к ней вновь подымется на недосягаемую высоту.
Что же касается самой ситкомании, то от нее будет уже та польза, что она потеснит в нашем эфире «региновый юмор». Клин «Аншлага», может, удастся вышибить клином «ситкома». Особенно после того, как последний завоюет метровые частоты и федеральные каналы.
Только так и можно бороться с саранчой – посредством другой саранчи.
|