Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Ситком – это симптом

Как побороть "Аншлаг"

Успех «Моей прекрасной няни» на последней раздаче бронзовых «Орфеев», а она удостоилась сразу двух статуэток (Анастасия Заворотнюк как лучшая актриса, и продюсеры проекта в своей номинации) – заслуживает внимания и какого-то разумного объяснения.

На впечатляющие рейтинги этого ситкома еще можно было бы наплевать и забыть, как наплевали телекритики на многолетний аншлаг «аншлагов» и забыли его как смешной сон, но когда квалифицированные телеакадемики, люди вроде бы небезнадежные по части эстетического вкуса и образования, довольно дружно отличают этот «продукт», то здесь стоит, по крайней мере, призадуматься.

То, что ситком вообще и распрекрасная «Прекрасная няня» в частности - не великое искусство и, может быть, вовсе не искусство, - более или менее понятно. Тогда что же это?

Помнится, в советское время у нас в ходу было выражение «идейно-художественное содержание произведения». Помню, мы только и делали, что боролись за его идейно-художественный уровень. И говорили о неразрывности написанных через черточку двух слов.

В эпоху массовой культуры вообще не принято говорить об идейной составляющей произведения. Да и вместо слова «произведение» все чаще употребляем термин «проект». И вследствие этого правильнее было бы назвать нашу нынешнюю деятельность «борьбой за конвейерно-художественный уровень маскульта». Это я говорю без иронии. Нравится нам или нет, но такова объективная логика процесса. И без всякого юмора склонен считать, что на этом пути «Няня» - своего рода подвиг всех, кто к оному так или иначе причастен.

Говорят: не велико достижение, поскольку в основе проекта лежит позаимствованный формат. Это правда. Завезен он из Штатов со всеми обязательными параметрами: чтоб герой был преуспевающим музыкальным продюсером и к тому же вдовцом, чтобы детей было трое, чтобы в доме был респектабельный дворецкий, чтобы в доме отиралась помощница, озабоченная матримониальными соображениями, и чтобы его интерьеры украшала хорошенькая и бойкая нянька из провинции, мечтающая выйти замуж за своего хозяина.

И еще одно условие: чтобы «прекрасная няня» со всей своей родней несла бы на себе отпечатки иной языковой среды. В американском оригинале няня – еврейка. У нас ее сделали хохлушкой. И там и тут  ненормативный говор – всего лишь комедийная краска, которой, не знаю как американская актриса, а у нас и Анастасия Заворотнюк и Любовь Полищук пользуются весело и щедро.   

Надо признать снайперским и весь подбор актеров. Верная примета того – все они легко вошли в роли, которые стали масками и теперь могут позволить себе выступать на эстраде от имени своих персонажей с импровизационными скетчами. Могут они и подрабатывать как конферансье на корпаративных вечеринках, что, кажется, и делают Борис Смолкин (дворецкий Константин) и Ольга Прокофьева (Жанна Аркадьевна).   

Особая удача – Анастасия Заворотнюк, до этого скромная артистка театра «Современник», а теперь, благодаря «Няне» - звезда огромной величины. Надо было видеть, какой фурор она произвела минувшим летом на «Кинотавре». Никто из киноактеров и даже див шоубизнеса так не взволновал сочинскую публику. Такой визг обожания поднялся над черноморским побережьем, когда актриса выпорхнула на красную дорожку, что сразу стало понятно: ее Вика Прутковская – всероссийская и, пожалуй, всеэсенгешная Няня.

Задним числом стоит войти в положение продюсеров проекта Александра Роднянского, Александра Акопова и Константина Наумочкина, рискнувших преподнести американскую игрушку отечественному зрителю. Их риск состоял в том, станут ли нам, как полагают наши социологи и политологи, депрессивным, обездоленным и униженным, близкими и понятными их чисто буржуазные заботы.

Рейтинг показал, что стали.

Тут, правда, многое решила талантливая адаптация американского сценария к российским реалиям и нравам. В том числе к политическим, телевизионным, к нравам шоу-бизнеса.

Самое верное, что сделали продюсеры - они пригласили писать репризы и скетчи не авторов, работающих на артистов из труппы Петросяна и ватаги Дубовицкой, а кэвеэновских сценаристов.     

Разумеется, юмор «Няни» не глубокий. Это далеко не Жванецкий, но уже, по крайней мере, не Петросян, не «русские бабки», не братья Пономаренко. Он рассчитан не на смех до упаду и потери сознания, а на понимающую и сочувственную улыбку.

Ситком – это действительно симптом. Это уже вполне буржуазная забава в отличие от совковой расслабухи типа «Аншлага».

Но так ли она нова для нас? Что-то похожее уже было.  

Разве не был ситкомом «Кабачок «13 стульев»? Был, только что без закадрового смеха. Но эту функцию эмоционального стимулятора выполняла песенка под закадровую фонограмму. А так много общего: сквозные персонажи, маскообразные герои, скетчевая драматургия, репризный характер общения…

Там стулья, столики и барная стойка.

Здесь диваны и барная стойка.

Там – пан Директор, здесь – господин Продюсер. Там - властолюбивая пани Моника, здесь – рвущаяся к власти Жанна Аркадьевна. Там – добродушно-ехидный пан Ведущий. Здесь – ехидно-добродушный дворецкий Константин. И т.д.

Тогда исполнители завсегдатаев общепитовского заведения, радуясь своей телепопулярности, жаловались, что им трудно в театре отлепить от себя маску. 

И сегодня актрисе Анастасии Заворотнюк можно с одной стороны позавидовать в виду ее популярности, а с другой – надо посочувствовать по той же причине. Едва ли ей уже удастся содрать с себя маску Вики Прутковской. Но таковы издержки жанра и формата. 

Помнится, как часто тогда серьезная критика сетовала на несерьезность того зрелища, на его пошлость, на профанацию актерского ремесла, а оно жило и жило. Закрыли его не по эстетическим, а по политическим мотивам, в виду обострения ситуации в Польше, откуда родом были герои «Кабачка».

Тем не менее, когда политические мотивы по обе стороны границы с дружественной славянской страной отпали, возродить «Кабачок» не удалось. А сколько было попыток… И так и эдак пробовали. И как только эти стулья ни расставляли, как только музыканты ни садились, а дело все не шло.

Ситком «Кабачок» умер; да здравствует ситуационная комедия «Моя прекрасная няня»!

Просто «Няня» более адекватно отражает житейские реалии сегодняшнего дня: на авансцену вырвались те, кто помоложе, и ситуации иные, и шоу-бизнес другой. И мы, зрители – иные.

Хорошо ли, плохо - мы, зрители, обуржуазились, если не в материальном отношении, то в ментальном. И нам, стало быть, понятны простые мечты и звонкие радости продавщицы, выброшенной из бутика в Бирилево и осевшей в доме интеллигентного нового русского. Вика к тому же девушка расчетливая, без комплексов и никогда не впадающая в грех уныния нянька и самое смешное - романтичная.

Последнее, видимо, буржуазному зрителю особенно дорого. Он ведь мечтает не просто хорошо и комфортно устроиться в жизни, заключить брак не только по рассчету, но и на небесах его оформить.

Романтизация буржуазных отношений в мире, где человек человеку и не брат, и не сват, и не друг, а либо партнер, либо конкурент, - дело непростое и нелегкое, но крайне нужное.

В эпоху «Кабачка» мы если и были мещанами и обывателями, то несмелыми, стеснительными и полулегальными. Теперь другое дело.

Сейчас СТС крутит «Няню» по три раза в день, повторяя весь цикл чуть ли не в пятый раз, и готовится к съемкам продолжения. Вот поэтому, собственно, и была отложена неотвратимо надвигавшаяся свадьба Вики и Максима.

Удача «Прекрасной няни» поспособствовала моде на этот формат.

Уже с осени идет новое творение СТС - «Люба, дети и завод» с Татьяной Догилевой в главной роли. Находится в производстве сериал «Кто в доме хозяин» - повествование о преуспевающей деловой женщине, матери-одиночке (восьмилетний сын), к которой нанимается домработницей бывший спортсмен и отец-одиночка (а у него дочка)… Была информация о работе над ситкомом «Дедушка моей мечты». Тут комедийные ситуации будут крутиться вокруг офицера-отставника, который, оказавшись непрошенным родственником в семье с налаженным буржуазным бытом, отравляет всем жизнь, а потом как-то само собой получается, что эти «все» к нему душевно привязываются.

В планах «Первого канала», насколько известно, есть нечто сходное - в его ситуационной комедии героем станет не дедушка, а дядюшка, но тоже чьей-то мечты и примерно с такими же комедийными поворотами. Создатели уже и исполнителя главной роли было присмотрели – Геннадия Хазанова, да почему-то не сладили…

Думаю, не ошибусь, если скажу, что СТС после того, как сострижет все дивиденды с «Няни», продаст ее на Первый канал, и волна интереса к ней вновь подымется на недосягаемую высоту.   

Что же касается самой ситкомании, то от нее будет уже та польза, что она потеснит в нашем эфире «региновый юмор». Клин «Аншлага», может, удастся вышибить клином «ситкома». Особенно после того, как последний завоюет метровые частоты и федеральные каналы.  

Только так и можно бороться с саранчой – посредством другой саранчи.

29.11.2005
Юрий Богомолов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера