Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Недокино

"Сломанные цветы" Джима Джармуша - печальнейшее в своем роде зрелище

Известно, что киноматограф Джармуша любят почти все. И неудивительно: «Мертвец», что и говорить, великое кино, а «Таинственный поезд», «Пес-призрак», «Кофе и сигареты» - фильмы, как минимум, очень обаятельные. А потому и сейчас, отправляясь на получившие Гран-при в Каннах «Сломанные цветы», я не ожидал подвоха. Да и отзывы как официальных критиков из СМИ, так и многочисленных интернет-рецензентов Livejournal.com отличались полным единообразием – «прекрасное, восхитительное, чудесное, замечательное, волшебное кино». По всей видимости, у рецензентов, привычных к многолетним художественным успехам Джармуша, отключилось нечто важное в голове.

Ибо «Сломанные цветы» - откровенный провал. Поразительно, что этого никто не замечает.

Вроде бы выстраивающийся поначалу сюжет крайне аскетичен и тем прекрасен. Немолодой миллионер и (якобы) этакий Дон-Жуан сидит дома, как медведь в берлоге. Ему приходит письмо неизвестно от кого, с сообщением о сыне, родившемся 20 лет назад. Сосед, доморощенный негритянский Холмс, уговаривает белого и уставшего от жизни «Дон-Жуана» провести расследование - отправиться по Америке в поисках бывших подруг, дабы узнать, кто все-таки мать и что сей сюрприз означает. И миллионер нехотя едет.

Замечательная, казалось бы, история – сколько всего занимательного и осмысленного могло бы случиться в фильме с такой немудреной, но многообещающей фабулой. Если бы «Сломанные цветы» были, как и подобает нравоучительной комедии, сделаны в Голливуде, продюсерами были братья Вайнштейны, бюджет – миллионов на 100, режиссером – Стивен Спилберг или какой-нибудь Земекис, а главного героя играл бы Дастин Хоффман или Джек Николсон, получилось бы и в самом деле то кино, превосходными эпитетами к которому так разбрасывались критики. Было бы весело, динамично, сентиментально, психологически продуманно, да и вообще занятно. Но ничего и близко похожего на потенциальный голливудский шедевр у Джармуша нет.

А есть – тоска зеленая и вопиющий непрофессионализм, проистекающий, впрочем, как мне кажется, не от действительного неумения, а от сознательного нежелания снимать кино так, как того требуют законы жанра и базовые принципы психологизма в искусстве Ровно то же стремление повернуться спиной к основам драматургии характерно и для многих других модных авторов псевдо-кино - Тарантино, Ларса фон Триера, Линча, Гринуэя, однако Джармуш, вообще-то довольно консервативный (эстетически) художник, занялся откровенной "арт-хаусной" чепухой впервые. Думаю, что именно поэтому ему и дали Гран-при в Каннах, премиальная политика которых строится именно на поощрении дурного квази-авангардного кинематографа – до этого Джармуша в Каннах особо не жаловали.

Что же не так с этой картиной?

Во-первых, крайне неудачен сам выбор актера на главную роль. Нам вроде бы рассказывают историю постаревшего Дон-Жуана – а точнее, пытаются мифологию такого рода обольстителя разоблачить (ибо весь его путь в фильме строится на неудачах). Однако Билл Мюррей ничего подобного не способен (или не хочет, не должен) сыграть. Никакой психологически достоверной картинки соблазнителя не дано, равно как не дано и мотивированного ее опровержения – вместо этого на экране молча сидит непривлекательного вида мужчина. Сидит и, повторяю, ничего не играет, ни о чем не говорит, ничего не показывает. Почему он Дон-Жуан? Или, если вся соль в том, что он и не Дон-Жуан никакой вовсе, отчего мы должны принять его за такового? «Концепт» у Джармуша, видите ли, такой – «Дон-Жуан», которого нет, герой, которого нет, психология, которой нет, эмоция, которой нет. Но это еще полбеды.

Дело в том, что в фильме начисто отсутствует и сама история как таковая. Вникнув в суть завязки в первые 15 минут фильма, ждешь с нетерпением – ну! что же дальше? ух, что они сейчас придумают?! А ничего. Разочарование оказывается таким, что впору звать городового - точнее, продюсера, поскольку ни один большой продюсер такого сценария никогда бы не пропустил, заставив все переписать подчистую. Путешествие героя по прежним его девушкам в нормальном голливудском фильме обернулось бы целыми новеллами – мы узнали бы, кто кого бросил и как так произошло, герои бы вспоминали, страдали, делали то и это, действие бы развивалось, за перипетиями фабулы просматривалась бы точная социальная канва современной Америки, а в конце концов мы бы узнали нечто поразительное, смешное, трогательное и душещипательное одновременно. Я, кстати, почти весь фильм думал, что загадочное письмо написал сам этот разыскиваемый сын – а матерью его окажется единственная из экс-пассий, уже умершая к моменту действия (герой в какой-то момент приходит на ее могилу). Вполне себе возможная концовка – равно как и любая другая, да только вот у Джармуша нет никакой, равно как нет и драматургии, должной подвести нас к финалу. Вместо подробно прорисованной комедии (трагикомедии, драмы) – пустота.

Едва начавшись, картина начинает буксовать, увязать в зануднейших паузах (которые, в отличие от случая с не менее медлительным «Мертвецом» вовсе не снабжены красочной операторской картинкой), а затем действие и вовсе оказывается брошено. Кто послал письмо? Неизвестно. Где сын? А где угодно. Что из всего этого получилось? А что хотите, то и думайте. Тьфу. От этих трехкопеечных в своей ложной многозначительности приемов – оборвать сюжет без развязки, показать, как все в мире странно и непонятно – сводит скулы. Джармушу не хочется заниматься унылым делом – сводить концы с концами и рассказывать историю, ему хочется погнаться за Дэвидом Линчем и Гарольдом Пинтером. Я тоже, дескать, умею «непонятное сделать». Прогрессивная общественность, обожающая дешевые эффекты в стиле «за умного сойти», неистово аплодирует. Меня же только тошнит – ибо подлинное мастерство заключается в том, чтобы убедительно придумать, кто именно и почему убил старушку-процентщицу, а вовсе не в том, чтобы туманно сообщить нам, что «ее убила жизнь, та жизнь, в которой уже нет прошлого и еще нет будущего, а есть только непостижимое настоящее, дыхание которого мы можем почувствовать».

Так вот дудки. Говори, дяденька, кто убил – или фильм твой фуфло.         

14.11.2005
Николай Суханов

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера