Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Калашников, Винтиков, Шпунтикова

«Бедные родственники» Павла Лунгина

"Бедные родственники" - один из самых ярких российских фильмов последнего времени - вызвал дискуссию среди кинокритиков. Мы считаем важным представить разные мнения об этой нашумевшей картине. Следите за разделом "Рецензии" - GlobalRus.  

Еще один российский фильм, о котором или хорошо - все-таки главный приз «Кинотавра» получил, не считая парочки второстепенных, - или ничего: мертвенький получился младенчик, синенький, лежит в мусорном баке и не дышит. Критика и премии, конечно, совместными усилиями пытаются малыша реанимировать, но усилия их сводятся к крикам «А папа-то какой талант!»

Пожалуй, что и талант. Павел Лунгин гордится тем, что режиссуре не учился, поэтому все делает по-любительски, но зато искренне - чем и берет города, премии и собратьев-киношников. Он все время снимает разное кино про одно и то же: про два мира и два детства. Такси и блюз, евреи и националисты, темные силы и злобно гнетут, отцы и дети, деньги и любовь, - пионерские сказки у костра, сказочно условные и былинно натужные. В «Бедных родственниках» два мира - это богатые, мечтающие найти своих сгинувших родственников, и бедные, у которых вполне хватит любви на всех, особенно если им дать за это немножко денег. А проводник между мирами - псевдо-Бендер в убедительном исполнении Константина Хабенского. Дело происходит в Голотвине - «лучшем городе на земле», как написано при въезде в этот местечковый Вавилон. Лунгин с первых кадров начинает цитировать Ильфа с Петровым: показывает, как Хабенский в штиблетах на босу ногу появляется в этом лучшем на земле городе, чтобы заработать на чужих родственных чувствах - своих у него, конечно, нет. Парикмахерско-похоронная тематика тоже присутствует, и мадам Грицацуева вполне достоверна, - правда, Киса Воробьянинов достается местному Бендеру слегка тронутый.

Герой Хабенского Эдик - мелкий жулик, пытающийся всем лейтенантам Шмидтам найти по блудному сыну. Он воссоединяет семьи, получая за это деньги, а если родственники умерли, ищет подставных. Например, арендует на неделю могилку, у которой может поскорбеть еврей, привезший в Голотвин прах своей мамочки. Или находит семью, согласную за недорого приютить и обмануть паренька из Канады - тот разыскивает двоюродного деда. Эдик даже город временно переименовывает - потому что все его клиенты ищут родных в Голутвине, через «у», а тот город еще во время войны сгинул. Вроде все идет по плану, но тут эдиковы подопечные вдруг начинают любить друг друга, переживать, истерить, и он носится от одной семьи к другой, не понимая, что делать с человеческими эмоциями. В конце концов признается, что они друг другу не родственники - но поздно, поздно, все уже породнились.

Чтобы называться трикстером, мало носить штиблеты на босу ногу. Чтобы быть хорошим режиссером, мало получить в Канне приз за режиссуру. Знаменитый апокриф про Лунгина, Годара и йогурт (говорят, Годар однажды заявил: «Достаточно посмотреть, как этот ваш ПашА ест йогурт, чтобы понять - прохиндей») - всего лишь интеллектуальная версия анекдота про алкаша, йогурт и водку. «А что это у вас такое нежное, такое белое, воздушное? Ах, йоооогурт… Две бутылки водки, пожалуйста». Достаточно увидеть, как у Лунгина жрут водку, чтобы уже не хотелось смотреть, как сам Лунгин ест йогурт. И так понятно: зрелище будет грязным, пошлым, с налетом разухабистого миссионерства, но ни до кича не дотянет, ни к катарсису не приведет. «Бедные родственники» напоминают вот что: собрались актеры драмкружка и своими силами разыграли спектакль по случайно попавшей к ним в руки желтой газете с истерическими выносами и пятнистыми фотографиями звезд на обложке. Среди актеров есть и неплохие, искренне заходящиеся в славяно-еврейской истерике, сюжеты - чистый Шекспир, утяжеленный желтогазетным языком, реквизит - русалка, бензопила, красный лимузин и голуби. Есть ощущение, что герои Лунгина решили пожить «как в газетах пишут»: найти родственную душу, облить себя бензином, сделать прическу, разрыть могилу, получить много денег, потрахаться в гамаке, породниться с миллионером. И делают они все это на том уровне, который могут себе позволить: «много денег» - это 24 доллара, а родственные души - за деньги нанятая массовка. Что-то живое проглядывает лишь в истории миллионера и его обретенной сестры, поющей ему песенку на идиш, - может, они действительно родственники, и все это болото затеяно не зря, вырастет из него хотя бы сопливая сказочка? - но нет, мелькнет и погаснет, задавленное угрюмым напором Яши-Гармаша, нарочитой истеричностью Регины-Колякановой и анекдотической отвратностью еврейских детей. Удивительно, как тонко Лунгин чувствует эстетику желтого гламура. Как выверенно его герой сдергивает чулки со своей подруги: сдергивай он чуть дольше - это был бы артхаус, сдергивай он с нее колготки - это был бы фильм о беспросветности бытия русской глубинки.

У комедии может быть лишь один непростительный недостаток. Отсутствие вкуса, специфичность шуток, пошлость - это все понятия субъективные и легко трансформируемые в метод. Но вот если комедия не смешная, не грустная и даже недостаточно пошлая, чтобы быть трэшевой - смысл всего действа теряется. А «Бедные родственники» - комедия вопиюще, натужно несмешная. Стоит появиться хотя бы намеку на возможную остроту, как сценарист с режиссером, отпихивая друг друга, начинают эту остроту обсасывать, тыкать в нее пальцем и объяснять ее смысл. Еврей в черном (Каневский), с огромным чемоданом, говорит из аэропорта по телефону с женой, она истерически орет, что какие-то вандалы разрыли могилу его матери, он наконец умудряется вставить слово в ее монолог: «Это моя мама», - и сразу понимаешь, что у него в чемодане. Но надо же объяснить все досконально, поэтому он, оказавшись в гостинице, вынимает из чемодана гробик, обнимает его и шепчет: «Мама». И вот такая лишняя мама - в каждом эпизоде.

Когда про кого-нибудь говорят «разбирается, как свинья в апельсинах», обычно это означает, что разбирается плохо. Свинья, жрущая апельсины, в фильме тоже присутствует. С самим фильмом все понятно: пошлое, скучное, малоприятное зрелище, где почти каждый герой, кроме, пожалуй, очаровательной бабушки Эстер Гуэтен, находится в состоянии аффекта, а значит, может быть оправдан. Но при чем тут свинья, я не понимаю. Почему свинья ест апельсины? Потому что герой Хабенского не разбирается в человеческих чувствах? Потому что апельсины надо грузить бочками? Потому что у режиссера просто оказалась лишняя свинья и парочка лишних апельсинов, так же как в фильме «Олигарх» нашелся ананас и сильно хотелось рябчиков? Потому что свинья апельсины всегда найдет?

Единственное, что может примирить с апельсинами тех зрителей, кто досмотрит эту вакханалию нечеловеческой любви до конца, - финальная песня: под условную мелодию речитативом перечисляются имена героев фильма. Напоминает великое произведение Василия Шумова «Все наше навсегда». Так вот выходишь из зала в компании еще троих несчастных, имевших неосторожность купить билет на этот сеанс, и напеваешь про себя: «Матрешка, балалайка, Волга… все наше навсегда». Ощущение при этом - как будто тебя 103 минуты подряд кормили непрожеванным йогуртом, и даже почти уговорили, что это водка. Вот ведь великий режиссер Годар.

10.10.2005
Ксения Рождественская

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера