Потребности
Rambler's Top100
 GlobalRus.ru 
 Арабески 
 Форум 
 О проекте 

Гордый VIP Соленое Ухо

«Золото бунта», роман Алексея Иванова

Все, что в силах была испортить питерская «Азбука», она испортила. В оригинале (то бишь в вордовском файле) многочисленные диалектизмы и жаргонизмы, а также большинство топонимов сопровождались ударениями; издательство сочло нужным эти ударения снять, а корректор Лазарева запамятовала, что при перегонке на верстку акцентированные «о» превращаются в «у», - и образовалась лажа. Оформление кондово-популистское, помесь советских иллюстраций к «Песне про купца Калашникова» с постером фильма «Крик». Суперобложка - ни к чему, разве только чтоб цену взвинтить; я купил «Золото» на Московской ярмарке за 190 рублей, а в магазине оно стоит под 270, не дороговато ли для «настоящего русского романа» (рекламный слоган)? Напрасно автора заставили придумывать другое название, а исходное сделали служебным, через снобистское «или» на титуле. «Вниз по реке теснин» звучит заманчиво, как стихотворная строчка, и подчеркивает метафизический содержательный пласт, который в произведении - главный. «Золото бунта» недалеко ушло от «Сокровищ валькирии» и «Мести Бешеного», читатель со старта ориентирован на костюмный триллер о кладоискателях, герою же заглавный пугачевский клад - до фонаря, он за иными, нематерьяльными ценностями охотится.

О том, чем еще книга мне не понравилась, чуть позже. А сейчас - флешбек.

Летом 2001 года крупная издательская фирма, где я служил, командировала меня в Пермь - на поиски гениальных рукописей из глубинки. По прибытии я связался с четой прозаиков, в квартире которых собиралась пишущая публика. Супругов изредка публиковали в столице, а завсегдатаев их домашнего салона - никогда. При звуке «Москва» лица этих завсегдатаев обретали мечтательное выражение, будто речь шла не о чужой стране, а о чужой галактике, прекрасной, но принципиально недосягаемой. Вместо того чтобы гулять по смазливым улочкам старого центра, я пять белых ночей сидел в гостиничном номере и читал то, что они мне принесли. Все без исключения было из рук вон. Нудно, беспомощно, в худшем смысле заштатно. Я уехал с пустой сумкой. К моменту моего визита роман пермского писателя Алексея Иванова «Чердынь - княгиня гор» был уже год как закончен. Однако ни о романе, ни об Иванове ни один из моих новых знакомых мне не сказал. Возможно, и впрямь не знали. Но задним числом представляется: наверняка были в курсе. Молчали, отсекая сильного конкурента. Человеческое, слишком человеческое. Никого не виню, сочувствую даже. В США и Европе понятие «провинциальный писатель» - оксюморон. В России, за редкими исключениями, - приговор.

Вот и Иванов теперь рассказывает в интервью, как размножал на машинке свои готовые тексты, отправлял в Москву и Петербург бандеролями на адреса издательств, взятые из выходных данных купленных по случаю книг; ни ответа ни привета от братьев по разуму, горох об стенку. До сих пор, наверное, отправлял бы, если б не Леонид Юзефович, сам коренной пермяк, в силу высокого, кровью и потом достигнутого статуса не обязанный считаться с какими-либо кружковыми интересами и с удовольствием протежирующий талантливых дебютантов. Именно Юзефович прислал мне мейлом «Чердынь»; уже после первого десятка страниц я обалдел от восторга. Затем сокращенный вариант романа тиснули в Москве под названием «Сердце пармы» - тоже идиотским, но не настолько идиотским, как самоварное «азбучное». Синхронно подоспела ивановская повесть из современной жизни «Географ глобус пропил», грянули шум вокруг нового имени в прессе и букеровский скандал, когда жюри не допустило «Парму» даже до лонг-листа, ссылаясь на ее низкие художественные достоинства... Сегодня Алексею грех жаловаться на судьбу: «Азбука» намерена выпустить его ПСС, права на телеэкранизацию «Сердца пармы» приобрела компания Central Partnership (съемочную группу возглавил режиссер шлягерной «Бригады» Алексей Сидоров; тут только Алексея Петрова не хватает), в серии «Звездный лабиринт» издательства «АСТ» вышли даже пробы пера - ранние фантастические новеллы.

Впрочем, такие ли уж пробы. Убежден: и «Чердынь», и «Теснины» по жанру - вовсе не исторические романы, а фэнтези. Реальность таежного фронтира эпохи Ивана Третьего, якобы скрупулезно воссозданную в «Сердце пармы», воссоздать на самом деле нельзя: слишком мало дошло до нас письменных свидетельств, предметов быта и произведений искусства. Какую бы тень на плетень ни наводил Иванов в беседах с журналистами, весь пармский мир, кажущийся таким детализированным, он большей частью, конечно, нафантазировал. Вогульский язык, технология магических практик, языческие орды верхом на боевых лосях - не археологические реконструкции, а эффектные эстетические конструкты. Попробуйте вживую взгромоздиться на лосиную спину - этот рогоносец не верблюд и не лошадь, на нем не погарцуешь. Так в фэнтези и полагается: чем убедительней вымышленная, невозможная ни в ньютоновой, ни в эйнштейновой вселенной действительность, тем лучше выполнена задача.

«Золото бунта» датировано концом XVIII века: эпоха куда более сохранная, внятная, со школы обросшая достоверным предметным мясом. Иванов это мясо вроде бы щедро наращивает, обрушивает его на нас кусманами, кровоточащими тушами: кораблестроительные и чугунолитейные премудрости, сложная социальная стратификация, тончайшие различия враждующих старообрядческих толков. Однако ж один из этих толков автор целиком сочинил - и тем жирно перечеркнул «документальную ценность» собственного опуса; ведь этот толк в романной реальности - ключевой, никогда не существовавшие истяжельцы полностью контролируют североуральскую экономику, влияют на бытовой уклад и мораль. «Я придумал восьмое таинство. В православии их всего семь - крещение, венчание, отпевание... Ну, те моменты, в которые высшая сила воздействует на человека через проводника - священника... Мое восьмое таинство - изъятие души» (из интервью). Это вам не шашкой махать. Это не какая-нибудь безобидная виньетка, это трансформация устоев, несущих опор.

В полном соответствии с фэнтезийным ноу-хау. Урсула Ле Гуин проецирует европейское средневековье на планету, которая сходна с Землей во всем, кроме того что зима, весна, лето и осень длятся тут не три месяца, а несколько людских жизней. Вне этого единственного кардинального допущения в романе «Планета изгнания» не было бы ни персонажей, ни фабулы, ни интереса; не было бы собственно романа. Так и Иванов: купаясь в смачных, вкусных фактурах, он ни на миг не забывает, что они нужны затем лишь, чтоб по-новому выпятить важную ему нравственную коллизию, поместить героя-протагониста в такую нетривиальную среду, которая оттенила бы все особенности героевой персоны.

А протагонист у Иванова всегда тот же, только имена разные. И князь Михаил из «Пармы», и Отличник из «Общаги», и молодой сплавщик Осташа Переход из «Теснин» - крупные индивидуальности, которым до того муторно, тесно среди окружающего духовного убожества, что у них есть лишь два пути: гордо воспарить над повседневностью или гордо умереть. В «Золоте бунта» движущая сила захватывающего сюжета, который я не собираюсь пересказывать, - саднящая, неутоленная гордыня Осташи, стремление доказать самому себе и другим, что он не лаптем делан, а избран, помазан свыше на сверхъестественные свершения. Юноше, по большому счету, до фени и религия, и родство, и нежные чувства, и государственная польза, и почвенная правда; в тексте многажды повторяется мысль о том, что народ как масса никакой специфической правдой не обладает. Правду, объединяющую идею вносят внутрь массы сильные личности, одухотворяют аморфную толпу и ведут ее за собою к им одним внятной цели, благородной или сатанинской - не важно.

Позволю себе предположить, что когда Иванов подбирал книге альтернативное название, в его подсознании всплыло хрестоматийное: «Или, БУНТ на борту обнаружив, Из-за пояса рвет пистолет, Так что сыпется ЗОЛОТО с кружев, С розоватых брабантских манжет». Закономерно ведь, что «Теснины» очень глянулись Дмитрию Быкову, который складывал для фантастической книги Лазарчука и Успенского «Посмотри в глаза чудовищ» несочиненные стихи Гумилева, который, в свою очередь, непременно опознал бы в Осташе Переходе собственное лирическое «я».

Да что Гумилев; сам Гарри Поттер вперился бы в Осташу, точно в волшебное зеркало на вырост. При том что в «Теснинах» сохранилось вроденное и неотразимое обаяние стиля, подкупавшее многих в «Чердыни», мастерство сюжетосложения поднялось до западных масскультовых стандартов, до заоблачных голливудских высот. Умудренный успехом Иванов играючи кладет Акунина на лопатки. Зазывно млеющей мистики по-прежнему хоть ложкой ешь; а экшна, драйва, непредвиденных поворотов, детективных кви-про-кво, скелетов в шкафу, киногеничных катастроф и драк, насилия и секса заметно прибавилось, на двенадцать телесерий достанет с лихвой; Сидоров, трепещи, готовься.

Так что же мне все-таки не нравится? Чего я сижу здесь и мелочно злобствую? Ну-ка стоп, этот вопрос мы снимаем. Все мне нравится, все. Любимый мною писатель добился заслуженного признания. Покорил столицу без суеты и урона достоинству, исключительно масштабом своего уникального дара. Я вспоминаю душераздирающе горький финал «Пармы»: «И он уже не был князем, не был человеком, а был только корнями отцветающих трав, только палой листвой, только светящимся песком». Открываю последнюю страницу «Золота» - и вижу там хеппи-энд, оптимистический поцелуй в диафрагму. Я счастлив сим фактом. Счастлив. Жизнь и искусство саморазвиваются по целесообразной, правильной экспоненте.

Следующий роман Алексея Иванова, по данным СМИ, будет посвящен российской современности, сюжету не поможет никакой экзотический антураж. Рабочее название - «Блуда и Мудо». Надеюсь, оно же и окончательное. Что-то подсказывает мне, что придумывать замену этому чудесному титулу Алексея не заставят.

28.09.2005
Борис Кузьминский

Версия для печати
Обсудить

Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Лирика

Перейти
21.07.2006 
Present continious
В Центре им. Мейерхольда нечто происходит
Ольга Рогинская

17.07.2006 
Как продать то, чего нет
Гимн отсутствию
Ирина Сударикова

07.07.2006 
Афродита и КГБ
Проституток защитят высокие каблуки
Людмила Сырникова

31.05.2006 
Управление потребителем
«Большой брат» держит свечку над каждой страницей
Дмитрий Кралечкин

23.05.2006 
Слова и предрассудки.
Что общего между Александром Калягиным и Дэном Брауном?
Наталья Кирста

16.05.2006 
Плюс пасхализация всея страны
Прошел Пятый московский пасхальный фестиваль
Марина Борисова

04.05.2006 
Мудрость бедных
К экономической мысли Сократа (II)
Михаил Маяцкий

03.05.2006 
Бедность мудрых
К экономической мысли Сократа (I)
Михаил Маяцкий

28.04.2006 
Как стать миллионером
Американка заработала $1,7 млн. за шлепок по заднице
Алексей Пантыкин


Вся Критика

Перейти
13.07.2006 
Айболит-2006
Алексей Балабанов и обновление петербургского мифа
Ян Левченко

07.07.2006 
Из Моцарта нам что-нибудь
«Свадьба Фигаро» и «Так поступают все женщины» в Доме музыки
Марина Борисова

29.05.2006 
Блудить, курить и петь
Гимн пролетарским порокам от любимого артиста братьев Коэн
Ян Левченко

23.05.2006 
Юрий Живаго. Новое усилье воскресения
Роман Пастернака в кинематографическом изложении
Юрий Богомолов

12.05.2006 
Праздничный привет Андрею Сычеву от Константина Эрнста
"Девятая рота" на Девятое мая
Юрий Богомолов

11.05.2006 
Измененная оптика
Москва претерпела наплыв театрального космополитизма
Ольга Рогинская

03.05.2006 
Вендетта как оперетта
Братья Вачовски перестарались
Ян Левченко

24.04.2006 
М-р Пиквик, м-р Паркер и динозавр путинизма
Ответ М.В. Кононенку о причинах неуспеха "Реальной политики"
Максим Соколов

24.04.2006 
Есть ли театр в России?
Прошел национальный театральный фестиваль «Золотая маска»
Марина Борисова


Прагматика

Перейти
25.07.2006
Гаргантюа и пиастры
Пираты на службе у потребителя
Дмитрий Кралечкин
19.07.2006
Смена вех
Европа усомнилась в священном праве интеллектуальной собственности
Виктор Ильин
11.07.2006
Плоть - уплочено
Никто не хотел умирать
Екатерина Мень
07.07.2006
Дух и материя
Надувные сиськи Гайдна уже в продаже
Людмила Сырникова
31.05.2006
Поп и приход
Воцерковление футбольного мяча
Алексей Пантыкин
26.05.2006
Japan Today
Японцы изобрели супероружие
Людмила Сырникова
19.05.2006
Лоренс Лессиг: «Каждый волен выбирать»
Современная альтернатива копирайту
Виктор Ильин
17.05.2006
Для чего нужна Украина?
Тимошенко vs Наоми Кэмпбелл
Людмила Сырникова
11.05.2006
Донкихотство в стране коммерции
Инвестиции и карманные расходы уравнялись в статусе
Дмитрий Кралечкин
06.05.2006
Виртуальные пилигримы
Большое видится без расстоянья
Наталья Кирста
03.05.2006
Фотобиеннальный опт
Потребление фотоискусства предопределяется кучностью спонсоров.
Андрей Ковалев
27.04.2006
Джульетта и брокеры
Китайцы отказались продавать душу
Людмила Сырникова
20.04.2006
Близка, близка победа над смертью!
Целлюлит непобедим
Людмила Сырникова
15.04.2006
Поэт, да не тот
Олеся Николаева получила главную поэтическую премию России
Дмитрий Ольшанский
13.04.2006
Кому позволено прыгать?
Рынок культуры – это рынок авторских статусов
Дмитрий Кралечкин
GlobalRus.ru    Арабески    О проекте    GlobalRus.ru © 2006 Кнопка Рамблера