GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Министр, не гони лошадей!
Автор: Евгений Авек
Дата: 08.10.2002
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/92295/
Министр, не гони лошадей!

Желание Грефа досрочно пересадить россиян за руль качественных автомобилей может привести к прямо противоположному результату

С 4 октября вступили в действие новые таможенные пошлины на подержанные иномарки старше 7 лет, срок действия которых был  установлен в 9 месяцев. За это время правительство должно было оценить эффективность своего решения. Однако, судя по вчерашним словам министра экономического развития Германа Грефа, эффективность видна уже сейчас, по прошествии лишь нескольких дней. Греф заявил, что уже через 3-4 года будут повышены пошлины на все иномарки, включая новые машины.

Повышая пошлины, правительство надеется убедить иностранных автопроизводителей открывать сборочные производства на территории России. По мнению Грефа, если удастся убедить западных автопроизводителей открывать свои заводы в России, будут сохранены сотни тысяч рабочих мест и удастся избежать социальной трагедии. Греф имеет в виду, что если не повысить пошлины, то российский автопром просто разорится, будучи не в силах конкурировать с более качественными иномарками. А в случае повышения пошлин иномарки останутся недосягаемыми по цене для большинства россиян, и им волей-неволей придется «поддерживать отечественного производителя». Зато у Ford, Toyota и Volkswagen появится реальный стимул переносить свое производство на территорию России – ведь пошлины на комплектующие для автосборочных предприятий будут значительно ниже, чем на уже собранные машины. Соответственно, рабочих мест наоборот будет больше, а социальных трагедий меньше.

Судя по сегодняшней реакции СМИ, предложение Грефа стало полной неожиданностью даже для самого правительства. Пожелавшие остаться неизвестными представители Минэкономразвития и аппарата Белого Дома в интервью газете «Ведомости» сообщили, что это предложение не обсуждалось ни в самом министерстве, ни в правительстве. Другой сотрудник аппарата правительства, которого цитирует «Время новостей», сообщил, что никаких документов о повышении пошлин на иномарки в правительстве не готовится.

Представители зарубежных автогигантов также не принимали участия в обсуждении такой возможности. Директор по маркетингу представительства General Motors в СНГ Павел Видал говорит, что с его компанией в последние два месяца эта тема не обсуждалась. А менеджер по связям с прессой представительства Volkswagen в России Андрей Гордасевич говорит, что сама по себе угроза повышения ставок вряд ли подвигнет автогигантов развивать производство в России. Главное для западного производителя, по словам Гордасевича, - стабильность в экономике и законодательстве.

Повышение пошлин на иномарки через три-четыре года было предусмотрено в первоначальном варианте концепции развития автомобильной промышленности. Однако к моменту утверждения Касьяновым в июле этого года документ претерпел значительные изменения. В окончательном варианте признано целесообразным оставить эти пошлины без изменения в течение семи лет. Однако Грефа не устроило такое длительное ожидание. Впрочем, еще в августе министр говорил, что такие меры можно будет ввести только через пять лет - этого срока, по его мнению, достаточно, чтобы составить инвестиционные планы, наладить сборочное производство и начать выпуск «отечественных иномарок».

Собственно, зарубежные автогиганты и не отказываются работать в России. К сборочному производству BMW в Калининграде и Ford во Всеволжске совсем недавно присоединилось СП General Motors и АвтоВАЗа в Тольятти. Все, что им нужно – это «стабильность в экономике и законодательстве», а не подобные стимулирующие пинки. Желание Грефа досрочно пересадить россиян за руль качественных автомобилей можно понять, семь лет слишком большой срок, многие будут ждать до последнего, а время будет упущенно. Но решение уже принято, концепция заявлена, и теперь не самое подходящее время менять правила игры. Раз уж правительство решило делать это постепенно, в течение семи лет – то не стоит гнать коней. Иначе зарубежные автопроизводители, напуганные такой чехардой в условиях игры, могут отказаться от своих планов в России, и не только через три-четыре года, но и через семь лет все останется по-прежнему: отечественные производители снова окажутся в положении монополистов, некачественную продукцию которых будут надежно прикрывать импортные пошлины.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.