GlobalRus.ru
Раздел: Экономическая амнистия
Имя документа: Письмо Татьяне Толстой в ответ на акцию "Экономическая амнистия"
Автор: Евгений Сухарников
Дата: 01.07.2002
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/all_actions/amnesty/84679/
Письмо Татьяне Толстой в ответ на акцию "Экономическая амнистия"

Данный текст прислал читатель нашего сайта. Мы решили опубликовать его, так как он показался нам интересным

Татьяна Никитична!

Я с Вами согласен в том, что хозяйственная (экономическая) амнистия необходима. Не согласен я с Вашим описанием  публики, которую Вы окрестили российскими «знайками», как и с Вашим диагнозом  российской болезни.  По Вашим словам, после того, как Советский союз благополучно испустил дух, а страна впала в разруху, положение спасли предприимчивые, крутящиеся, находчивые, бесстрашные «знайки», новый предпринимательский класс, который богатеет сам и отстраивает новую Россию. Это было бы замечательно, если бы это было так.  Несомненно, в России 90-х были настоящие предприниматели, люди изворотливые и умные, которые, может, чего-то где-то украли (и может, даже украли и много, так God bless), но, по сути дела, создали свое состояние с нуля. Однако, и это предмет почти всеобщего согласия, в экономике России начала 90-х произошла не предпринимательская революция (и далеко не эволюция), а революция номенклатурная.

Советская номенклатура, управлявшая собственностью бывшего СССР и РСФСР (а также украденной собственностью подданных Российской Империи и прочей украденной собственностью), себе всю эту собственность присвоила, уже в качестве частной. В ходе этой хозяйственной революции, по старой большевистской традиции, новое богатство практически не создавалось, а присваивалось и воровалось то, что уже существовало раньше. Людей, присвоивших себе (чужую) собственность, только потому, что они или их номенклатурные родственники, или их друзья у власти  могли этим добром распоряжаться, считать предпринимателями («знайками») можно только с большой натяжкой. Управляющий частной фирмы, ворующий у своих хозяев - не лучший пример предпринимателя. Но амнистию (прощение) стоит объявить. Правда, думается, что сама по себе эта мера ничего не даст.

Главная проблема российских перемен начала 90-х (и России сегодня) это то, что, хотя собственность государственная и перекочевала в частные руки, т.е. была «прихватизирована» (как в том же самом веке собственность законная и частная в одночасье превратилась в собственность государственную, то есть ничью), основные институты власти (МВД, Министерство Обороны и его воинство, МИД,  таможня и так далее) остались советскими. Не только остались, но в случае с МВД и некоторыми другими советскими ведомствами, как таможня, разрослись, как метастазы по больному организму, и примерно с таким же эффектом. Слепой, новой России в 1992 году не было. Был и остался Советский Союз, обрезанный и уменьшенный до более-менее послушных, управляемых размеров (многострадальная Чечня, конечно, не в счет), назвавшийся Российской Федерацией, со столицей в советской Москве, с советскими управленцами, с советской структурой власти (от ОВИРов до безобразно распухшего, в буквальном и переносном смысле,  генералитета).

Чудовищный мутант (вспоминаются те самые шапка-ушанка и тюбетейка) с тоталитарным скелетом, но с демократическими институтами,  с властным беззаконием, но (удобно присвоенной) частной собственностью, с бесправным населением, но относительно свободной прессой, с более-менее достойной Конституцией, на которую, правда, плюют даже власти собственной столицы РФ.

При таком положении вещей Россия просто обречена на стагнацию и отставание - и экономическая амнистия, сама по себе затея благая - в худшем случае, как мертвому припарки, в лучшем - слону дробина. Это, впрочем, относится и к любому другому начинанию, проведенному  вне контекста российской действительности,  и без реформ существующей, по сути дела тоталитарной и советской, но коррумпированной и по-рыночному жадной власти. Получится как всегда. Например, кроме экономической амнистии, давайте  в стране уменьшим налоговое бремя. Давайте избавимся от подоходного налога (вместо него увеличим налоги на потребление, которые куда менее болезненны,  и притом их легче собирать). Насколько я знаю, подоходный налог был введен в России в 1914 году как временная мера на время войны. Война та закончилась. Отмена подоходного налога, в теории, дала бы огромный стимул российским предпринимателям.  Это в теории.

На практике, российские предприниматели платят самые разные поборы, налоговое «бремя» составляет зачастую только вершину айсберга. Дают взятки, платят за привилегии, платят за то, что бы на них не «наехали» (или платят, чтобы наехали на конкурентов) очередные чиновные власти, платят ФСБ, платят разным крышам. Платят по черному. Платят «под столом». Уменьшение налогового бремени, само по себе, может и не принести никакого результата. Деньги просто, как всегда, пойдут в другие карманы. Объявить экономическую амнистию в условиях РФ и надеяться, что номенклатурные «знайки» толпами потащат связки ранее пойманных народных мышей в хлад былой Совдепии из тепла уютных кипрских и люксембургских изб, - наивно. Также если объявить подобную амнистию, всепрощение, то естественно возникает вопрос о неприкосновенности частной собственности. У «знаек», как Вы считаете, эту собственность, пусть и нечестно нажитую, отнимать нельзя.

Согласен. Но если РФ, даже в теории, - наследница России, а не СССР, то зачем тогда считать 1991 (1992?) точкой отсчета. По какой логике (не говоря уже о праве), где и как, грабители, забравшиеся в банк, могут требовать, чтобы, скажем, с полудня награбленные ими под дулом пистолета деньги стали их неприкосновенной, частной собственностью? По какому праву, какие-то там Лужковы или Яковлевы могут передавать в частную собственность по сути дела чужую частную собственность? Я говорю, как Вы поняли, о реституции.

Россия - единственная страна, которая существовала как независимое государство до прихода власти коммунистов и которая не провела (и, насколько я знаю, при теперешней власти не собирается серьезно проводить) никакой реституции. Конечно, большевистский переворот случился давно, но разница в продолжительности советской власти, например, в Эстонии и РФ - только чуть более 20 лет. Небольшой срок. Эстония (как и Латвия, и Румыния, и все государства этой категории, естественно, кроме России) первым делом провела реституцию собственности, по сути дела  восстановив частные владения царского времени. В предвоенной Эстонии права собственников  Российской Империи были сохранены, за исключением больших феодальных землевладельцев, которым была заплачена компенсация. Надо ли говорить, что когда территория сегодняшней Эстонии оказалась в Российской Империи (что произошло после Северной войны,  в начале 18-го века), права существовавших  тогда собственников, еще по шведским законам, были Россией сохранены. Шведы же сохранили права собственников, существовавших до них, т.е. со времен Ливонского ордена.  Может, это и преданья старины глубокой, но частная собственность (и деньги, ею являющиеся, даже в кармане или на иностранных банковских счетах «знаек»), традиционно по идее, а также, как это смешно ни звучит, по законам Российской Федерации  неприкосновенна и может быть передана по наследству. Выкинув на помойку старые счета и установив только одну новую и произвольную точку отсчета, скажем, 90-е годы,  мы согласимся (увы, уже согласились) с мыслью, что новые подобные точки отсчета, новые безнаказанные перераспределения, дележи и «амнистии» также возможны. Когда следующий дележ добра для «знаек» -  в 2010, 2020 году? Знают это и «знайки», на то они и «знайки», поэтому кровных мышей будут держать там, где права собственности и собственность исторически не подлежат новым дележкам, дележам и распределениям, с последующей амнистией захапавших ее новых «знаек» или без нее, т.е. не в Российской Федерации, а в недвижимости на юге Франции, в Лондоне, на Кипре и в иностранных банках.

Чтобы вернуть в Россию старые, недавно украденные, а также привлечь новые деньги, вывести Россию из состояния стагнации, в стране должна быть восстановлена, в разумных пределах, историческая преемственность Российского государства. Ненасытные советские институты власти, разросшиеся в новом обличье до неприличных размеров, должны быть заменены более скромной, но сильной и работоспособной, профессиональной и не связанной с коммунизмом структурой управления,  подходящей для демократического и свободного общества.  Теперешняя, по сути дела еще советская власть, ее непредсказуемость и наглость, а также преступность, с властью связанная круговой порукой, - надежная гарантия тому, что прогресса будет мало и «знайки» своих мышей назад не потащат. Восстановленные большевистские истуканы, сталинские гимны, «мочение» в сортирах,  высокие цены на нефть, публичные бичевания  и теоретические амнистии денег на чужих счетах в заморских странах - не помогут.

Если говорить о власти и преступности, то оба понятия стали почти идентичными, даже на самом мелком уровне. Например, за прошлый год в Питере меня ограбили только один раз. Но на 500 долларов. Но милиционеры. Милиционеры, которые своих жертв зовут на старый недобрый большевистский манер - «товарищ». Что, конечно, очень иронично.

Народ в большинстве своем не любит власть и ей не доверяет, хотя вера в доброго номенклатурного царя -  неистребима. Где ещё полицию (хотя в РФ нет полиции, я не знаю другого государства, которое бы держало на содержании своих несчастных подданных гигантское, злобное чудовище, подобное российскому МВД) население, включая малых детей, зовет мусорами? Где из армии дезертируют или «самовольно уходят» тысячи в год? Где еще армия сравнима в народном сознании с тюрьмой? А таможня, ОВИР, пожарные, архитектурные управления, санитарно-эпидемиологические службы и прочие бесчисленные конторы, занятые выдачей всевозможных и зачастую бессмысленных справок, бумажек, разрешений, позволений и лицензий, ничем не отличаются от обычных преступных организаций, промышляющих  вымогательством и разбоем и являющихся, наравне с обычными бандитами, предметом всенародной и заслуженной ненависти. Так как власть и её институты совершенно не соответствуют нормам и ожиданиям демократического общества с рыночной экономикой и притом ведут себя в собственной стране, как Мамай, а  «знайки» в большинстве своем из этой самой власти вышли, были ею вскормлены, вспоены и воспитаны,  власть эту хорошо понимают, ей они, естественно, не верят.

Формальные объявления амнистий не создадут доверия на пустом месте, особенно если доверия изначально не было и в помине.

С уважением,

Евгений Сухарников

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.