GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Черные дни Черного континента
Автор: Максим Артемьев
Дата: 10.12.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/784563/
Черные дни Черного континента

Саммит в Лиссабоне закончился провалом

Те, кто обвиняет европейцев в лицемерии, неправы, или правы лишь отчасти. Они готовы повиниться и покаяться, особенно если за этим для них последуют некие внятные поощрения. Как, например, с Африкой. 8-9 декабря в Лиссабоне с большой помпой прошел саммит ЕС-Африка. Шуму и ожиданий вокруг него было предостаточно. Еще бы – Европа пообещала начать новый этап взаимоотношений с Черным континентом. В Португалию съехалось около семидесяти глав государств. От саммита ожидали подписания давно подготавливаемого документа – Соглашения об экономическом партнерстве, которое должно положить конец отношениям между двумя континентами в духе донор-реципиент и заменить преференции взаимовыгодной торговлей на равных. Спешка европейцев была вызвана тем, что их из Африки успешно вытесняет Китай, вкладывающей туда миллиарды и миллиарды долларов. Пекин остро нуждается в природных богатствах континента и готов щедро платить и помогать. Пока еще Европа – главный торговый партнер Африки, однако Китай уже наступает на пятки.

Но накануне саммита случились скандалы. Британский премьер Гордон Браун отказался ехать в Лиссабон, если туда прибудет лидер Зимбабве Роберт Мугабе, которого и Лондон и Брюссель считают диктатором. Так как африканцы выдвинули ультиматум с требованием пустить на встречу 83-летнего тирана, Евросоюз пошел на попятную и согласился увидеть его, хотя несколько лет назад Мугабе был запрещен въезд на территорию ЕС. (Барозу объяснил: если игнорировать все конференции с участием представителей режимов, нарушающих права человека, то вообще никуда ездить нельзя). В итоге зимбабвийский диктатор в Португалию явился, а Браун и поддержавший его чешский премьер Тополянек – нет.

Перед самым началом саммита в газетах появилось письмо видных европейских писателей, обвинивших лидеров Европы и Африки в «трусости» – из-за того, что они испугались обсуждать проблемы террора и нищеты в Зимбабве и кризис в Дарфуре. Среди подписавших письмо – Том Стоппард, Гюнтер Грасс, Вацлав Гавел, два нобелевских лауреата из ЮАР – Надин Гордимер и Джон Кутзее. Письмо подробно осветили в ведущих СМИ, но политический истеблишмент его мессадж проигнорировал.

И в довершение всего, словно для поднятия настроения на саммите, в конце ноября в столице Судана Хартуме была арестована учительница. Гражданку Великобритании Джиллиан Гиббонс обвинили в святотатстве – в ее классе плюшевого мишку дети назвали Мухаммедом. За оскорбление Пророка ее могли высечь плетьми, но в последний момент помиловали и выслали вон.

Хоть от саммита и ждали многого (предыдущий, первый по счету, прошел семь лет назад в Каире), но окончился он, по сути, ничем. Обмен любезностями быстро перерос в обмен плевками. Африканцы не захотели либерализовать торговлю, и то главное, ради чего собрались, так и не вступило в силу. Президент Сенегала сказал журналистом грубо, но честно: «Мы больше не обсуждаем договоры об экономическом партнерстве, мы отклонили их». Ангела Меркель, подтверждая свое реноме правдоруба, выпалила в лицо Мугабе: «Положение в Зимбабве наносит ущерб образу всей Африки. Весь Европейский Союз придерживается единого взгляда на то, что происходит там… Зимбабве беспокоит всех нас, в Европе и в Африке». Тот отнюдь не смутился и в карман за словом не полез: «Вчера мы слышали, как четыре страны – Германия, Швеция, Дания и Нидерланды – критиковали Зимбабве за отсутствие уважения прав человека. Прогордоновская банда четырех воображает, что знает Зимбабве лучше других. Это тот род высокомерной грубости и комплекса превосходства, с которым мы боремся».

В свое время Лев Толстой сказал, что для того, чтобы не пить, не нужно устраивать собрания, а уж если собрались за столом, то пить следует обязательно. Так и с Африкой – чтобы ей помочь, пышные конференции не нужны. Главная ее проблема – коррумпированные правители, презирающие закон, и невежественные народные массы. Африканцы живут плохо не потому, что хитрые белые их обманывают, а потому, что их грабят и эксплуатируют собственные вожди.

Уход «колонизаторов» обернулся страшной бедой для континента. Не будет преувеличением сказать, что ни одна из мировых войн, ни сталинский или маоистский террор не унесли столько человеческих жизней, как деколонизация. Стоило только европейцам дать свободу колониям, как над Черным континентом воистину наступили сумерки. Те темные силы, что сдерживались западными державами, моментально вынырнули из самых глубин африканского сознания. Иди Амин при англичанах был скромным сержантом. В независимой Уганде он стал маршалом, Его величеством, Покорителем Британской империи, Последним королем Шотландии, убившим сотни тысяч поданных, лично казнившим собственных министров и генералов, например, за неудачную стрельбу на учениях. В своем холодильнике он хранил отрубленные головы не угодивших ему людей.

Ничем не лучше оказался Жозеф Бокасса, из капитана французской армии шагнувший в императоры Центральноафриканской империи и также уничтоживший десятки тысяч людей. Слабостью Бокассы был каннибализм и показательные казни школьников.

Скромный чиновник испанской колониальной администрации Масиас Нгема Бийого, став президентом Экваториальной Гвинеи (есть и такая), быстренько превратил родину в «Африканский Освенцим», как прозвали ее соседи. Он не только заметно сократил ее население, но вошел в мировую историю чудачествами, превзошедшими чудачества Калигулы, Нерона и Тиберия. Масиас Нгема начисто запретил использование в стране лодок (дабы народ не разбегался) и слова «интеллектуал», переименовал в честь себя остров Фернандо-По. Он запугал подданных до такой степени, что когда его сверг племянник, то, чтобы его расстрелять, пришлось вызывать взвод из Марокко, так как собственные солдаты боялись его как колдуна.

Это только самые одиозные из тиранов, которые, как грибы после дождя, проросли после «года Африки» в 1960-м. Тираны же неизобретательные просто убивали сограждан в волнах террора, междоусобных войн, эпидемий и голода. Ни в одной стране не установилось мало-мальски приличной и ответственной власти. Та инфраструктура – транспортная, медицинская, образовательная, экономическая, – которую создавали европейцы, рухнула сразу же. Недаром ангольцы и мозамбикцы, заирцы и конголезцы, нигерийцы и танзанийцы вспоминали время господства белых людей как лучшую эпоху из ими виденных.

Конечно, жизнь в колониях была в стократ хуже, чем в метрополиях, но как можно было ожидать быстрого чуда? Естественно, европейцы думали прежде всего о своих интересах. Но и африканцам кое-что перепадало, причем с каждым годом все больше. При колонизаторах людоед и маньяк не имел шансов реализовать свои потребности и не допускался до власти; массовый голод был искоренен, как и большинство наиболее опасных тропических лихорадок. Зато после освобождения разрыв оказался уже не в сотни, а в тысячи раз.

Надо честно признаться, что эксперимент с деколонизацией потерпел неудачу. Предоставление независимости неприспособленным к тому народам один лейбористский министр уподобил предоставлению детям спичек, оружия и ключа от сейфа. Если европейцы в чем и виноваты, так именно в этом. Величайшая вина Европы заключается в том, что она пошла на поводу у политических авантюристов и экстремистов, требовавших всего «здесь и сейчас». Цена этого – сотни миллионов загубленных жизней.

Главная задача для Африки сегодня – перестать жить прошлым и претензиями. Никто африканцам не поможет кроме них самих. Свергайте диктаторов и демагогов, стремитесь к минимальному порядку и культуре. Не создавайте большого государства, а давайте простор частной инициативе. Тратьте деньги не на закупку новейших вооружений, а учебников и компьютеров. Стройте не тюрьмы и лагеря для противников, а школы и больницы.

Но этих-то элементарных рецептов счастья и избегают вожди народов. Роберт Мугабе, превративший процветающую Южную Родезию, экспортировавшую продукты, в нищую, голодающую Зимбабве, из которой уже бежала пятая часть населения, лучше в сотый раз во всем обвинит проклятых империалистов. Менгисту Хайле Мариам, живущий ныне на хлебах у Мугабе, уморивший в Эфиопии голодом более двух миллионов человек, с радостью поддержит его.

Трагедия Европы заключается в том, что ее дурацкое и совсем не нужное чувство вины за колониальное прошлое ловко эксплуатируется такими вот мугабе и менгисту. Воистину – благими намерениями вымощена дорога в ад…

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.