Дуст кровавого режима
Немцов жалуется, что его хотели отравить
Бориса Немцова, второго человека в партийной тройке СПС, пытались отравить во Владивостоке. Во всяком случае, об этом сообщила пресс-служба Приморского отделения «Союза Правых Сил». Там утверждают, что накануне встречи Немцова с избирателями в местном ДК «в зал проникли неизвестные и обработали формальдегидом первые ряды. Концентрация была настолько высока, что проела обшивку кресел. Несмотря на тщательную уборку и проветривание зала в течение суток пары формальдегида устранить не удалось. Резкий неприятный запах ощущался даже на подходе к зданию. Формальдегид является токсичным веществом. Предельная безопасная концентрация формальдегида в воздухе – 0,001 мг/л. В КЦНК она была превышена многократно».
В городской службе ГО и ЧС со ссылкой на химиков МЧС утверждают, что помещение действительно испачкали, но только креозотом, веществом вонючим, но не токсичным. Но несмотря на это, Немцов уже фактически признал инцидент провокацией и покушением, заявив: «Меня убить трудно, я человек физически крепкий. Тут дело не во мне. Они морили живых людей. Стариков, студентов и всех тех, кто пришел на встречу». А устроили попытку отравления, как считает Немцов, прокремлевские молодежные движения.
История эта удручает до невозможности – лучше бы, честное слово, СПС просто предпочел сняться с дистанции сам. Но жалеть об отказе партии от мирной капитуляции хочется не потому, что ее затравили сатрапы, их жандармы или еще какие-то прихвостни кровавого режима – а потому что все происходящее больше всего похоже на политический пиар, причем страшно низкого качества.
Конечно, никаких однозначных доказательств нет, и наверняка уже никогда не будет – откуда им взяться и, главное, кому они нужны? Но косвенных улик хватает, причем веских. Ведь даже сама по себе инсценировка покушения – политтехнологический прием, ставший классикой жанра еще в 90-е. Прием замылен настолько, что и в настоящие покушения и нападения (особенно резонансные) уже трудно поверить, потому что слишком часто такие истории инсценировали как раз ради резонанса.
Если бы в деле фигурировали КПРФ или даже ЛДПР, здесь еще был бы повод усомниться в подозрениях – такая комбинация все же не в их стиле. Но у нынешнего СПС они выглядят вполне органично. Во-первых, партия делает ставку на Антона Бакова, который пользуется репутацией крутейшего политтехнолога – т.е. нанят именно для совершения предвыборных трюков. Во-вторых, главную роль здесь играет Борис Немцов, который сам как политик сформировался именно в 90-е, да и просто питает природную страсть к эпатажу и шоуменству – не на уровне Жириновского, конечно, но тоже изрядную.
У СПС есть и мотив – в нынешней политической ситуации он вполне очевиден. К началу предвыборной кампании Союз был партией с плохими шансами на взятие семипроцентного барьера, но мог засчитать себе несколько неплохих выступлений на региональном уровне – что давало ему скромные шансы на прохождение в Думу. Но после того, как Путин сбросил на политическое поле свою ядерную бомбу, рейтинги СПС ушли на уровень статистической погрешности – 1%. Ситуацию надо было как-то спасать.
Если не брать путинский альянс с «Единой Россией» – уникальное событие, которое далеко выходит за пределы партийной борьбы, – самым удачным пиар-ходом нынешней кампании было присоединение Лугового к списку ЛДПР. Это сразу дало Жириновскому несколько процентов к рейтингу – сейчас, по опросам, его партия все равно не проходит в Думу, но если бы не Луговой, кто знает, может, она бы болталась в районе 1% вместе с СПС. Такой успех задал основное направление предвыборной тактики – партии делают ставку только на эффектность и популизм, а не на содержательную сторону дела.
Собственно, СПС тоже начал переориентацию на популизм еще какое-то время назад. Для этого и наняли Бакова, при котором партийные лозунги нивелировались и стали условно-левацкими – такими же, как у всех остальных российских партий. Недавно Союз даже провел загадочный пикет в одном из магазинов сети «Седьмой континент» - но все эти усилия серьезного эффекта не возымели, что, впрочем, особого удивления не вызывает: не креативно. В этой ситуации правым, давно сохраняющим за собой статус «лояльной оппозиции», оставался только один шаг до действий в стиле «Другой России» - и ничего удивительного, что Немцов его в итоге сделал. Теперь он тоже «жертва кровавого режима».
Было бы несправедливо утверждать, что «кровавый режим», т.е. нынешняя власть, так уж Немцову симпатизирует. Вполне возможно, что против него в самом деле устроили провокацию – но в попытку массового убийства это превратил он сам, не понимая, что это подрывает доверие как к нему, так и к его партии. Более того, такие жалобы почти гарантированно оттолкнут от Союза его главного избирателя – человека здравомыслящего, который стал бы голосовать за правых именно потому, что ему хочется чего-то помимо пустой демагогии и клишированных лозунгов. Может, таких людей и не набралось бы 7%, но сейчас их точно стало меньше, чем было, потому что неубедительные антивластные истерики – не то, чем завлекают рационального избирателя. А гражданин, который любит эпатаж в политике, все равно скорее отдаст голос за Жириновского – так привычнее. И если так случится, пенять СПС сможет только на себя и на свой неудачный пиар в сомнительных ситуациях.
компьютерная помощь москва
|