GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Ось зла осталась без ракет
Автор: Алексей Ерёменко
Дата: 04.10.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/784342/
Ось зла осталась без ракет

Но проблемы Восточной Азии на этом не кончатся

В переговорах по корейской ядерной программе прорыв: Пхеньян согласился до конца года вывести из строя свои ядерные объекты в Йонбене. На очередном раунде шестистороннего диалога, прошедшем в Пекине, представители Северной Кореи приняли итоговый документ о втором этапе денуклеаризации. В ответ США исключат КНДР из списка стран, поддерживающих терроризм, а Китай, Япония, Южная Корея и Россия окажут ей экономическую помощь, размер которой, правда, пока не определен.


Словом, Ким Чен Иру удалось то, чего он и добивался – продать свой ядерный проект за экономическую поддержку и гарантии безопасности. Это, конечно, разводка: лидер маленькой тоталитарной страны – даже полустраны – заставил международное сообщество сделать то, что ему нужно. Но это не так уж важно: нужны ему, по меркам того же сообщества, какие-то крохи, и, в общем, решение выгодно всем.


Однако, при всей сенсационности пекинского соглашения, корейской проблемы оно не снимает. В первую очередь приходит на ум, конечно, новая ядерная разводка. И без Йонбена КНДР не обязательно перестанет быть головной болью МАГАТЭ. Даже если Ким Чен Ир сдержит слово (а это совсем не обязательно), у корейцев остается главное – технология. Израиль недавно уже разбомбил в Сирии специалистов из КНДР, которые вели там какой-то ядерный (видимо) проект. Что именно там произошло – пока никто особо не афиширует, но общая идея понятна. Черный рынок ядерных технологий продолжает работу, и Пхеньян, судя по всему, еще больше активизируется на нем в роли продавца.


Но соображение о том, что ничего не кончилось, не стоит относить только к ядерным делам. Как раз в дни пекинских переговоров в Северную Корею прибыл с историческим визитом – вторым со времен войны – президент Южной Кореи Но Му Хен. Визит у него был довольно долгий, и о результатах пока почти нет данных – возможно, вожди ни о чем и не договорились. Но тем временем пресса подробно описывает, что Но Му Хен привез с собой пять телевизоров, чтобы смотреть южнокорейское телевидение, прием которого не налажен даже в государственных резиденциях КНДР. Потом телевизоры останутся в Пхеньяне как подарок. Также южный президент привез коллеге 150 DVD-дисков с кино: северный вождь – знатный киноман. В подарок вошли и южнокорейские блокбастеры, которые в Северной Корее запрещены, причем Ли Йон Э, любимая актриса Ким Чен Ира, оставила автограф на диске со своим сериалом.


Образ царского ДВД – по одной копии на всю страну – служит хорошей иллюстрацией для масштабов проблемы, стоящей перед двумя Кореями. С южной стороны – мягкий авторитаризм, внушительное экономическое чудо (его не стоит переоценивать, но все-таки это третья в Азии экономика), мощные технологии и открытость миру (существует даже русскоязычная газета «Сеульский вестник», которую есть, кому читать). С северной – государственный строй, недалеко ушедший от времен царств Силла, Пэкче и Когурё, средневековая бедность и та самая единственная копия ДВД на всю страну. И задача в том, чтобы эти два мира объединить.


На самом деле, Северная Корея без ядерной бомбы – это та же Мьянма. Разница, конечно, есть, но аналогия работает: и там, и там – ультрабедные восточноазиатские страны с изоляционистской политикой и деспотичной правящей элитой. Элита ни в коем случае не допустит изменения социально-экономического и геополитического статус-кво, потому что это подразумевает ослабление ее позиций – а в местных условиях ослабление режима может автоматически означать его свержение. Или, во всяком случае, так считают в Пхеньяне и Найпьидо. Не зря в Мьянме утопили в крови второе за двадцать лет восстание, не остановившись перед массовыми репрессиями даже буддистских монахов: это страшное святотатство, но уже есть сообщения о тысячах убитых и арестованных. Хотя монахи тоже бунтовали не потому, что они борцы за демократию, а потому что после всех налогов и повышения цен им стало элементарно нечего есть.


Реальный корень и бирманской, и корейской проблем – в бедности, которая в обоих случаях ведет за собой деспотию. Именно поэтому здесь бессмысленно просто свергать власть – даже если четырехзвездочный генерал Петреус во главе танковой колонны сделает правозащитницу Аун Сан Су Чжи правителем Мьянмы, толку от этого будет немного. В условиях Мьянмы и КНДР смена правящей верхушки на более либеральную будет означать анархию, поток беженцев, рост международной преступности (наркоторговля, проституция) и межэтнических противоречий. В Корее вместо племенных войн будут распри между миллионами северных беженцев и защищающими свой уровень жизни южными жителями, что немногим лучше. Демократия – вообще строй богатых, а свобода без экономической базы ни к чему хорошему не приводит.


Проблему можно решить. Живет же нормально Южная Корея. А Мьянма могла бы брать пример хотя бы с соседнего Таиланда, который тоже не эталон процветания, но как-то справляется без явных эксцессов. Однако здесь многосторонние переговоры не помогут – задачи такого масштаба не имеют быстрого решения, которое можно закрепить шестью МИД-овскими подписями. Здесь нужна многолетняя и кропотливая работа по пестованию своего экономического чуда. И работа, собственно, идет – северокорейские товарищи уже создали несколько СП с южными корейцами, и избранные жители КНДР ездят на юг на заработки. Под строжайшим присмотром, как и положено – но ездят. Просто это только начало.


дизайн классические кухни
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.