GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Правительство хорошо подготовленных сюрпризов
Автор: Сергей Шелин
Дата: 25.09.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/784312/
Правительство хорошо подготовленных сюрпризов

Четыре задачи обновленного кабинета

Правительство Зубкова личным своим составом достаточно похоже на третью и последнюю модификацию правительства Фрадкова образца 2007 года. Оно отличается лишь несколькими тонкостями, каждая из которых, впрочем, в определенной ситуации может оказаться решающей.


Предыдущий кабинет претерпел заключительное свое обновление в начале этого года - когда Сергей Иванов был уравнен с Дмитрием Медведевым в статусах первых вице-премьеров; шефа аппарата Сергея Нарышкина возвели в вице-премьерский ранг, а зять нынешнего главы кабинета Анатолий Сердюков сменил Иванова в кресле военного министра.


Тогда считалось, что все это делается ради выдвижения Сергея Иванова на полшага вперед в соревновании преемников. Сегодня можно догадаться, что комбинация была с двойным дном. Что же до нынешней метаморфозы правительства, то она уж точно имеет в виду не одну задачу, а сразу несколько. По меньшей мере, четыре.


Во-первых, надо было послать успокоительный и ободряющий сигнал и низам, и верхушечным группам интересов – что резких поворотов бояться не надо. Курс будет знакомый и в качестве дополнительной премии - декорированный изгнанием нескольких непопулярных фигур. Зурабов, Яковлев и Греф собственными отставками честно выполнили последнюю свою правительственную миссию.


Во-вторых, личный состав кабинета должен был стать еще более лояльным к президенту Путину. Когда индикаторы лояльности на всех этажах и без того зашкаливают, это не так просто.


Но достижимо и непростое, что иллюстрируется уходом вышеупомянутых Михаила Зурабова и Владимира Яковлева (первый из которых некогда был выдвинут окружением Ельцина, а второй в 90-е годы показал себя антагонистом Путина в петербургской администрации) и возвращением в правительство из южной полпредовской ссылки безупречного Дмитрия Козака.


Третья задача обновленного кабинета – создать условия для соревнования официально расширенной, как вдруг выяснилось, группе преемников. Все или большинство из пятерки анонимных достойных кандидатов, о которых недавно говорил Путин, концентрируются сейчас именно в правительстве, и каждому из них нужно дать или оставить свой шанс.


Непринятие отставки министра обороны безусловно укрепило претендентский ресурс нового премьера – как минимум, морально.  Но свои призы получили и другие столпы правительства.


Возвращение Алексею Кудрину вице-премьерского сана, отобранного в 2004-м, возвращает ему и определенные преемнические надежды. Не говоря уже о том, что предстоят еще и матчи второй лиги за госдолжность №2 - премьера-2008, а также и о том, что обретенное вице-премьерство в любом случае оградит Кудрина, Минфин и Стабфонд от прямого курирования со стороны других кандидатов, что само по себе неплохо уравнивает шансы.


Приход административного тяжеловеса Дмитрия Козака в Минрегионразвития, возможно, ободрит Дмитрия Медведева, в сфере ведения которого находится это министерство. Не говоря о том, что в 2004-м расставание увольняемого тогда Козака с Фрадковым, а поговаривают и с Ивановым, не было безоблачным. С другой стороны, некоторые кремлеведы и самому Козаку приписывают кое-какой претендентский (или возможно, премьерский) потенциал. Если и он себе его приписывает, это, конечно, отразится на исполняемых им ролях.


Притом другая ключевая фигура обновленной команды Дмитрия Медведева – новая руководительница бывшего зурабовского ведомства Татьяна Голикова, за плечами которой семнадцатилетняя блестящая карьера в Минфине, – уже несколько лет замужем за Виктором Христенко, шефом Минпромэнерго и по этой должности одной из ключевых фигур команды Сергея Иванова.


Взаимное пересечение команд наверняка организовано сознательно – чтобы они не стали слишком сплоченными. Иногда такие предупредительные меры помогают, иногда – не очень. Но на старте баланс сил и противовесов выверен самым аккуратным образом.


Кроме трех вышеперечисленных задач, перед обновленным составом правительства стоит, разумеется, и четвертая – так сказать, ортодоксальная – задача управлять страной. Но нет причин думать, что новые кадры справятся со своим делом хуже старых.


Тем более что новые – на самом деле не новые. Все три новоназначенных министра добрались до своих кресел естественным путем, без перепрыгивания через ступени. В нашу эпоху необычных карьер это смотрится буквально как сюрприз. Хорошо продуманный и подготовленный, конечно.


Дмитрий Козак, не особо удачливый, но, по общему мнению, креативный и крайне добросовестный администратор, способен добиться большего в Минрегионразвития, если там вообще можно чего-то добиться, чем давний его петербургский начальник Владимир Яковлев.


Некогда в должности петербургского градоначальника Яковлев преуспел в создании образа работящего руководителя и затем успешно воплощал этот художественный образ на всех последующих постах. Других следов его деятельность на вверенных участках не оставляла.


Новая глава МЭРТ Эльвира Набиуллина была первым и очень энергичным заместителем Германа Грефа в самые плодотворные для этого ведомства годы – с 2000-го до 2003-го. В последнее время основными задачами Грефа стали представительство и подведение теоретической базы под не им придуманные решения. Кажется, он и сам этим тяготился. Трудно сказать, можно ли сегодня вернуть творческий дух в МЭРТ, но уж смена караула там вреда не принесет.


И уж точно полезна замена лукавого административного бизнесмена Михаила Зурабова на Татьяну Голикову, доказавшую способность делать свое дело при любой погоде (под ее руководством составлялись федеральные бюджеты еще в конце 90-х, в обстановке полного развала экономического блока правительства) и убеждать в своей правоте самых неожиданных людей (она была весьма успешным лоббистом Минфина в старых своевольных и левонастроенных Думах).


Вторая стадия реконструкции исполнительной власти осталась тем самым позади. Первой была смена премьера, а теперь сформирован и корпус главных министров – по крайней мере, на ближайшие месяцы. Остается еще третий этап, и скрытых страстей в нем не меньше, чем в первых двух.


Это решение судьбы нелюбимых детей правительственной реформы 2004 года - созданных ею десятков министерств второго ранга – федеральных служб и агентств. Из советского опыта мы знаем, что служебные страсти при очередном укрупнении-разукрупнении ведомств – самые сильные.


интерьер мансарды
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2020.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.