GlobalRus.ru
Раздел: Экспресс-аналитика
Имя документа: «Юность, зрелость, старость и смерть». Умер главный мим планеты
Дата: 24.09.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/news/784307/
«Юность, зрелость, старость и смерть». Умер главный мим планеты

На выходных во Франции в возрасте 84 лет скончался Марсель Марсо – самый известный актер-мим на свете. Марсо, чья настоящая фамилия – Маркэль Менгель, происходил из семьи кошерного мясника в Страсбурге. Его отец погиб в концлагере, а сам он работал офицером связи у де Голля, а после войны поступил в школу драматического искусства. Тогда он и создал свой сценический образ – клоуна Бипа с белым лицом и невероятной пластикой. С ним Марсо начал выступать в 1947 году, и вскоре его миниатюры – «В городском саду», «Создатель масок», «Юность, зрелость, старость и смерть» и многие другие – сделали его звездой всей планеты.

Марсо гастролировал даже в СССР. Во Франции он получил множество правительственных наград, вплоть до ордена Почетного легиона, но признание было не только официальным – его влияние на современную культуру трудно переоценить. Он снимался в кино (включая культовый трэш 60-х «Барбарелла» с Джейн Фондой), а миниатюра «Против ветра» даже вдохновила знаменитую «лунную походку» Майкла Джексона. При этом Марсо так и не прекратил карьеру – в 77 лет он давал 200 выступлений в год, в 2001-м его избрали послом доброй воли Всемирной ассамблеи ООН по проблемам старения, и даже в прошлом году он дал успешное турне по Австралии.

Скорее всего, его смерть вызовет много откликов «как, он еще был жив?» – и на самом деле, это высшая похвала, потому что так говорят только о классиках. А Марсо был даже больше, чем просто классик. Прежде всего, он был «жанр в себе» - THE mime, как сказали бы англичане. Не зря Марсо не снимался в известных фильмах (кроме «Барбареллы») – у него был свой жанр, и он стал настоящим его воплощением, одновременно сделав пантомиму неотъемлемой – и не маргинальной – частью современной культуры. Марсо в самом деле знают даже в России, а на Западе в городских парках часто можно встретить артистов в белом гриме, облокачивающихся на воздух – все это его последователи. Но мало того: Марсо стал еще и одним из символов Франции: худой артист с белым лицом и в матросской рубашке, который общается на языке жестов – такой же французский стереотип, как мужик в ушанке и с балалайкой – стереотип русский. Если учесть, что Марсо еще и выступал почти до последнего момента, то кажется, к такой биографии больше нечего добавить: у него все получилось. Впрочем, он это заслужил.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2021.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.