Тройки удалые
Федеральные списки партий
Из заметных партий федеральный список до сих пор не утвердили только в «Единой России». Единороссы, как известно, назначили свой съезд настолько позже остальных, что «Российской газете» пришлось даже придержать публикацию указа о выборах, который задает дедлайн на подачу данных в ЦИК. Прочие игроки себе такой вальяжности не позволяют. ЛДПР и «Яблоко» провели съезды раньше всех, а к понедельнику определились с кандидатами и остальные значимые партии – эсеры, коммунисты, СПС и «Гражданская сила»: две - по соцопросам - проходят в Думу, у третьей тоже есть какие-то шансы, четвертая претендует на то, чтобы эти шансы перехватить. Все они утвердили свои федеральные тройки.
В списке коммунистов первыми идут Геннадий Зюганов, академик Жорес Алферов и аграрий Николай Харитонов. «КПРФ должна стать центром консолидации думающих людей! Наша опора – город, интеллигенция, студенчество», - пояснил Зюганов по поводу Алферова. Цель здесь понятна: коммунисты до сих пор опирались на людей старшего возраста, но их становится все меньше, да и вообще, нельзя бесконечно выезжать только на ностальгии по СССР. Другое дело, что КПРФ заявила претензии на интеллигенцию, которую одним брендом Нобелевского лауреата не прельстишь. Впрочем, от базового электората – «людей труда», в собственной терминологии – коммунисты не отказываются, как видно из привлечения Харитонова. В целом, список респектабельный, сомнительные, хоть и медийные персонажи, вроде Шандыбина, в него не вошли: похоже, КПРФ не собирается делать ставку на скандальный пиар, как ЛДПР с Луговым.
У СПС список тоже без сенсаций: Белых, Немцов и Мариэтта Чудакова, почтенный профессор-литературовед. Подборка достаточно лояльная – разве что Немцов может вызвать некоторое недовольство Кремля, но и он все же умеренный оппозиционер. Более непредсказуемых кандидатов отфильтровали: Мария Гайдар получила только первое место в московском списке, а Владимира Рыжкова, с которым долго велись переговоры, вообще не включили в список, так что в следующей Думе ему уже не бывать. В итоге новая фигура одна – Чудакова, «интеллигент, который бы вызывал уважение у старшего поколения». Это заявка на тот же электорат, за который намерена бороться КПРФ: ни в 1999, ни в 2003 году таких совпадений не наблюдалось.
В «Гражданской силе» скандал. Партийную тройку в итоге составили главные партийные функционеры – Барщевский с Рявкиным – и депутат Похмелкин. Похмелкин – давний борец за права автомобилистов, а помимо этого он знаменит метанием вправо-влево, редкостным даже по российским меркам: теперь он перебежал к «новым либералам». Но основная проблема даже не в этом, а в том, что мимо списка прокатили многих членов Высшего совета, имена которых известны за пределами партии: Мария Арбатова описала ситуацию в своем блоге (здесь запись об инциденте). Барщевский и Рявкин утверждают, что Арбатову убрали из списка, поскольку она требовала несусветные суммы на свою избирательную кампанию. Так это или не так, Бог знает, зато очевидно, что селебритис (которых в ГС было немало) грубо использовали на период первичной раскрутки. Этическую сторону обсуждать не будем, но и с практической тоже туман: Барщевский-Рявкин-Похмелкин – персонажи никак не рейтинговые, тройка получилась не впечатляющей, и на чем ГС будет выезжать - непонятно.
Интереснее всего список вышел у «Справедливой России». Помимо Миронова в тройке оказались Светлана Горячева, бывшая коммунистка, а также 27-летний Сергей Шаргунов – писатель, глава молодежного крыла партии и член ее Центрального Совета. «Единая Россия» очень любит поговорить про поддержку молодежи, но, похоже, эсерам удалось уесть конкурентов, показав, что социальный лифт у них ходит бойчее. Заодно они намекнули на наличие огромного резерва кадров – Шаргунов поставлен как лицо молодого поколения, и можно предположить, что таких шаргуновых в партии тысячи. Это, конечно, блеф, но с пиаровской точки зрения вполне эффектный, а возможно и эффективный. На этот счет, впрочем, возникают и некоторые сомнения.
Тройка с Шаргуновым, предложенная не СПС или ГС, а второй ногой власти, опрокидывает всю номенклатурную логику и может произвести шок в провинции. В этом смысле она рискованна. Местное начальство не обязательно оценит авангардистское столичное решение: какой-нибудь тусклый отставной министр был бы для него куда комфортнее. Тратить на Шаргунова заветный административный ресурс захотят не все. Так что придется эсерам работать с избирателем, к чему они не очень приспособлены. По крайней мере, до сегодняшнего дня ничего, кроме крайне неловкой популистской риторики, они не демонстрировали.
дизайн бассейнов
|