GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: 63 процента лишних людей
Автор: Михаил Пироговский
Дата: 21.09.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/784298/
63 процента лишних людей

Что происходит в Ингушетии?

На российском Кавказе не становится спокойней. Последняя к вечеру четверга новость из Ингушетии была о том, что там идет очередная спецоперация. В Махачкале спецназ штурмует дом 15 по улице Магидова, в котором засели лидеры «Джамаата Шариат» Шамиль Гасанов и Омар Шейхулаев (оба в федеральном розыске). Их опознал по фотографиям хозяин дома, у которого экстремисты снимали жилье. По узким улицам подогнать бронетехнику не получается, поэтому здание обстреляли из огнемета, а затем саперам пришлось еще и подорвать подвал. В итоге один бандит был убит, другой на момент написания этой статьи еще отстреливался.


Главное событие недели – инцидент с двумя Магомедами Аушевыми. Троюродных братьев похитили в Грозном, после чего в Назрани начался стихийный митинг. Местные жители утверждали, что братьев похитили спецслужбы, которые пытались принудить их к сотрудничеству. Предположительно, первая попытка вербовки была еще в июне, причем одного из Аушевых тогда избили. Он, однако, сотрудничать так и не согласился и даже обнародовал контактные телефоны, которые ему оставили. А на днях, когда братья возвращались домой через Чечню, их машину остановили, а их самих похитили неизвестные люди в камуфляже.


В результате на одной из центральных площадей Назрани собралось около 500 человек (100 – по данным полпреда Козака). Собравшиеся обвиняли федеральную и местную власть в похищениях, которые не ограничиваются пропажей Аушевых, и требовали вернуть молодых людей. Уговорить их разойтись представителям власти не удалось, не помогло даже вмешательство ОМОНа. Милиционеры били митингующих дубинками и стреляли в воздух и под ноги людям, однако те закидали их булыжниками и площадь до утра так и не очистили. В связи с митингом президент Ингушетии Мурат Зязиков отменил большую пресс-конференцию в Москве и спешно возвратился в республику. Наутро братья Аушевы оказались на свободе. О личностях их похитителей при этом ничего не известно. Зато Зязиков еще раз заявил, что в отставку не собирается: «У меня конституционный срок до 2010 года, и я еще десять лет буду... Как говорят в Одессе: не дождетесь. Я не из того теста сделан», - цитирует его РИА «Новости».


У властей были и успехи. Еще в понедельник стало известно, что в Дагестане уничтожили Раппани Халилова по кличке «Раббани». За Халиловым числят около 60 терактов, включая взрыв на праздничном параде в Каспийске, когда погибло 45 человек, в том числе 17 детей. Впрочем, спокойнее пока от этого не стало: в тот же день, когда убили Халилова, в другом дагестанском городе, Хасавюрте, милиционеры вступили в перестрелку с боевиками: погиб один бандит и один силовик, а одну местную жительницу убило шальной пулей. Еще один террорист смог скрыться. В среду в Назрани обстреляли машину с военными. Тогда никто не пострадал, но на следующий день в городе имел место еще один обстрел, в котором двое солдат погибло и двое были ранены. На федеральной трассе «Кавказ» расстреляли также грузовик с военнослужащими, машина улетела в кювет.


Ингушское обострение длится уже несколько месяцев, но происходящее до сих пор не получает объяснения. Официальные комментарии сводятся к общим разговорам про «экстремистов» и «врагов мира и согласия», но это решительно ни о чем не говорит. В большинстве случаев есть одни только вопросы: например, кто и почему украл Аушевых? Если это спецслужбы нарушают «ленинские нормы следствия», то хочется хотя бы понять – зачем? В чем подозревали Аушевых, на кого через них думали выйти? Если украли боевики, то те же спецслужбы на основании оперативной информации должны бы что-то о них сказать – да и вообще описать, что за банды действуют в Ингушетии, какая у них численность, чего они добиваются, что у них за идеология и какая поддержка населения, кто их спонсирует. Об экстремистах в чеченскую что-то подобное могли сообщить – тот же Халилов был персонажем довольно известным. Но есть ощущение, что в Ингушетии действует уже новое поколение террористов, и если их кто-то идентифицировал, то публике об этом ничего не сообщается.


Зязиков утверждает, что копают под него – именно поэтому он так и хорохорится, обещая ни за что не уйти со своего поста. Но во-первых, было бы неплохо, если бы ингушский президент смог назвать своих оппонентов – будь дело в местной политике, он не мог бы их не знать. А во-вторых, главное – что в его ситуации принципиальность надо проявлять, не провозглашая свою неотделимость от должности, и даже не сравнивая с землей дома с боевиками: надо сделать так, чтобы дома не приходилось сравнивать с землей. Вместо этого Зязиков только жалуется, что СМИ к нему предвзяты, и что такие же инциденты происходят не только у него в республике – хотя для него это в любом случае не оправдание: наоборот, если и у соседей все так же, как в Ингушетии, значит, дела на Кавказе идут совсем плохо.


Но и удивлять этот кризис может разве что Зязикова. На Глобалрусе уже приводилась цифра безработных в Ингушетии – 63% от трудоспособного населения. Даже если сделать какие-то скидки на несовершенство статистики, на натуральное хозяйство и т.п., все равно понятно, что ситуация ужасающая. По сути, республика – это failed state в составе России: что же странного, что ее жителей так активно и так успешно вербуют экстремисты – ведь больше половины ингушей никому другому не нужны? Терроризм остается единственным доступным карьерным выбором, да еще и позволяет выплеснуть недовольство той властью и той экономической системой, в которой людям не нашлось места. В этом смысле очень может быть, что братьев Аушевых действительно брали в оборот спецслужбы, которые действительно имели шанс через них выйти на каких-то экстремистов – ведь молодые люди представляют собой прекрасный материал для вербовки. Жаль, что никто не занимается их трудоустройством с тем же усердием.


дизайн интерьера бассейна
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.