GlobalRus.ru
Раздел: Экспресс-аналитика
Имя документа: Сюда он больше не ездок. В Пакистан перед выборами не пустили оппозиционного экс-премьера
Дата: 11.09.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/news/784263/
Сюда он больше не ездок. В Пакистан перед выборами не пустили оппозиционного экс-премьера

В Пакистане предвыборный скандал: в страну не пустили одного из лидеров оппозиции, экс-премьера Наваза Шарифа. Нынешний президент Первез Мушарраф сверг его при поддержке военных в 1999 году, после чего Шарифа приговорили к 10 годам тюрьмы, которые заменили 10-летним изгнанием. В этом году Шариф успешно обжаловал решение об изгнании в Верховном суде – хотя обвинений в коррупции с него не сняли. Несмотря на это, он собрался вернуться в Пакистан, чтобы свергнуть «диктаторский режим Мушаррафа». Однако 10 сентября его арестовали сразу по прилете, в аэропорту, который был блокирован войсками и полицией. Через 4 часа Шарифа депортировали в саудовский город Джидду. После этого сторонники Шарифа устроили уличные беспорядки, по итогам которых было арестовано 635 человек. Общее число задержанных за последние дни сторонников оппозиции дошло до 4 тысяч человек.

Выборы в Пакистане пройдут между 15 сентября и 15 октября. Президента определяет Коллегия выборщиков, составленная из членов парламента, который полностью подконтролен Мушаррафу. Однако в начале 2008 года предстоят всеобщие парламентские выборы, и это уже сулит президенту проблемы, потому что его поддерживает далеко не все население. Впрочем, никто не гарантировал, что выборы будут демократическими. Что касается Наваза Шарифа, то он является одним из двух самых влиятельных соперников Мушаррафа. Второй – еще один экс-премьер, Беназир Бхутто. Бхутто, которая тоже эмигрировала из страны, подписала с Шарифом Хартию о восстановлении демократии в Пакистане, но известно, что она уже провела переговоры и с Мушаррафом. Хотя о чем они договорились (если договорились), пока сказать нельзя.

Пакистан сейчас представляет собой такой клубок проблем, что заболит голова у самого прожженного политолога. Здесь есть военные, есть легальная оппозиция с серьезной поддержкой в обществе, есть исламисты. Часть исламистов борется за власть в стране – на выборах особых результатов они не добивались, но инцидент с Красной мечетью показал, что их интересуют не только парламентские методы борьбы. Другая часть исламистов – это «Талибан» и другие террористы, которые ведут фактически независимое существование в районах, граничащих с Афганистаном. По некоторым данным, у них есть сильное лобби среди военных, которые параллельно получают от США огромные гранты на борьбу с террором. И еще есть 150 миллионов населения и ядерная бомба. В общем, политический кризис здесь – вещь не только запутанная, но и реально опасная. Правда, пока исламисты не на первых ролях – электоральные перспективы у них неважные, что при местной управляемой демократии, что при четной игре, а при этом и Бхутто, и Шариф – в первую очередь политики, но никак не фанатики. Тем не менее, тот же Шариф во времена своего премьерства опирался как раз на консервативных мусульман – даром что сейчас он пользуется поддержкой Запада. На кого он, или Бхутто, или Мушарраф, или кто-то еще из игроков решит опереться на этот раз, предсказать сложно, а поэтому и до стабильности по-прежнему далеко.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2023.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.