Копеечка к копеечке
У Минфина своя демография
Демография в России победившего потребления и растущего благосостояния - перманентная проблема. Справиться со смертностью и повысить рождаемость всего лишь четверть дела: вся настоящая демография начинается как раз после этого. Мы же, впрочем, пока не справились даже с азбукой: смертность (особенно мужская) остается стабильно печальной, рождаемость повышается, но недостаточно для того, чтобы восполнить уже сейчас ощутимый дефицит трудоспособного населения. Попутно заметим, что этот дефицит не восполнят и мигранты, на которых у нас принято надеяться: вряд ли рачительный хозяин допустит до сложного оборудования приехавшего на заработки жителя солнечного Таджикистана, а европейцы в Россию не очень спешат.
Приемные семьи, детские дома и патронат являются такой же составляющей демографического кризиса, как и рождаемость со смертностью. Попадающие в детские дома, выходящие из них в «большую жизнь» и живущие в приемных семьях дети когда-то должны завести свои собственные семьи, воспитать собственных чад, а вовсе не оказаться в социальной изоляции, как это обычно происходит сегодня. Количество не только беспризорных, но и безнадзорных детей в России пусть и не столь велико, чтобы трубить в трубы о катастрофе национального масштаба, но оно, по крайней мере, довольно значительно: ровно настолько, чтобы задуматься о том, что происходит и к чему происходящее может привести.
Министерство финансов, известное тем, что возглавляет его совсем не склонный к мотовству Алексей Кудрин, и Федеральная налоговая служба, далекая от социальных и иных терзаний, решили задуматься о финансовой составляющей усыновления. В ходе переписки чиновники ведомств выяснили, что выплаты родителям приемных детей (обычно это 6,5 - 8 тысяч рублей в месяц на ребенка) должны облагаться единым социальным налогом (ЕСН), потому что прием в семью чужого ребенка носит коммерческий характер. «Поскольку предметом договора о передаче ребенка на воспитание в семью, предусматривающего оплату труда приемных родителей, являются действия - фактические и юридические, связанные, в частности, с воспитанием, содержанием и образованием ребенка, то такой договор является разновидностью договора возмездного оказания услуг», говорится в письме Минфина от 28 июня. Министерство финансов таким образом не признало у приемных родителей иных мотивов усыновления, кроме корыстных, по существу, влезая в сферу, правовыми актами не регулируемую вовсе, в сферу личных психологических мотиваций. Впрочем, казалось бы, в чем проблема? Понять, почему именно семья берет ребенка из детского дома, не столь сложно, невеликая это наука и не Бог весть, какое откровение. Семья вполне может быть коммерческим предприятием, когда дело касается имущественных отношений между супругами или родственниками, но при чем здесь усыновление?
Если семья берет ребенка для того, чтобы обогатиться, никакого усыновления вообще быть не должно. Мотивы усыновления - это ведение органов опеки, а не Минфина и ФНС, и если мотив действительно таков, детей можно и должно не отдавать таким троглодитам. Для этого необходимо наладить систему социального сопровождения сирот, а вовсе не вводить налоги, которые сути проблемы решить не могут по определению. Но в то, что ребенка принимают в семью ради восьми тысяч, поверить крайне сложно. Это - выгадать копейку, чтобы потерять рубль: ребенок обойдется гораздо дороже. Искомую сумму можно заработать, не слишком напрягаясь: воспитание чада посложнее иной работы будет, так что корысть выходит какая-то уж совсем нелепая.
Улучшение демографической ситуации, о котором на всех уровнях говорится постоянно, должно вести к упрощению процедуры усыновления, а не к созданию новых, совершенно бесполезных для государства (великие ли деньги достанутся бюджету с патронатных семей?), финансовых и бюрократических ограничений. Очевидно, что прямая выгода с введения ЕСН для родителей, решившихся на усыновление, а в России таких смельчаков куда меньше, чем хотелось бы, будет заведомо меньше убытков.
И дело здесь вовсе не в том, что многие, испугавшись налога, откажутся прийти в детский дом - не испугаются и, наверное, не откажутся. Жалость к ребенку пересилит. Но доверие к государству, если оно еще осталось, пропадет точно. А это прямые финансовые убытки. В детский дом пойдут, а налоги скроют - зачем, кому, на что платить налоги? Ведь власть агитирует за улучшение демографических показателей, а сама, что твой Гобсек, складывает копеечку к копеечке просто ради самого процесса - разумеется, очень нужного, бесконечно важного и, конечно, финансово оправданного. Но семья строится на других принципах - на бескорыстии, например, да простит нас министр Кудрин за такое смешное слово. Не все сводится к арифметике, это даже в начальной школе знают, и детей учат не только считать. Начальная школа вообще - великая вещь, ее надо проходить после высшей.
|