GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Невидимое волеизъявление
Автор: Михаил Бударагин
Дата: 21.08.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/784191/
Невидимое волеизъявление

В «Живом журнале» с большим отрывом лидируют националисты

Кампания по выборам в Государственную Думу официально еще не успела стартовать, но партии готовятся к ней вовсю, внимательнейшим образом следя за всевозможными социологическими исследованиями и незначительными колебаниями собственного рейтинга. Опросы действительно показывают разные цифры, но «первую четверку» определить достаточно просто: лидирует «Единая Россия», следом за ней с достаточным отрывом держатся коммунисты, за условное третье место борются «Справедливая Россия» и ЛДПР. Партия Владимира Жириновского, к слову сказать, впервые столь очевидно балансирует на грани прохождения в парламент: очень многим избирателям лидер либерал-демократов кажется уже совсем не таким искренним защитником «русских». Традиционным «правым» социологи пока предрекают очень скромные результаты: по всей видимости, ни «Яблока», ни СПС в следующей Думе вновь не окажется. Даже несмотря на то, что «Достройка» Антона Бакова пользуется несколько большей популярностью, нежели традиционные лозунги «Яблока», для думских семи процентов этого явно маловато, а изобрести что-то новое СПС уже не успеет: слишком мало времени осталось до голосования. Об остальных партиях – таких, например, как «Патриоты России», «Народная воля» или ДПР – незачем и говорить: рассчитывать им откровенно не на что.

После того, как претендовавшая на вхождение в число думских партий «Великая Россия» Дмитрия Рогозина не прошла регистрацию, в списке декабрьских претендентов не оказалось «правых» в их современном европейском изводе. Разумеется, и Рогозин – не Ле Пен, и «Великая Россия» едва бы могла всерьез рассчитывать на прохождение в ГД, но это вовсе не означает, что у национализма в России мало сторонников. Здесь, скорее, стоит говорить о том, что умеренные  националисты составляют периферийный электорат почти всех остальных партий. Именно поэтому их реальная популярность высчитывается с большим трудом. Зато в Рунете и русскоязычном сегменте «Живого журнала» она видна невооруженным глазом.

Националистов самого разного толка – от очень умеренных до совсем отмороженных – в «ЖЖ» великое множество, они достаточно оперативны, мобильны и иногда могут выступать очень сплоченно. Так случилось в свое время с Кондопогой, локальные всплески были и вокруг ситуации в казачьей станице Новоалександровск, и после убийства русской учительницы в Ингушетии, и во время почти всех значимых событий, в которых так или иначе затронута национальная тема. А событий таких – предостаточно, и чем ближе выборы, тем чаще они будут попадать в поле зрения блоггеров. И тем чаще – в рейтинг «популярных записей» по версии «Яндекса». Отечественные «жж-исты» относятся к этому рейтингу очень трепетно, а если учесть, что политика «Яндекса» вполне позволяет произвольно выбрасывать из «топа» некоторые записи и ставить в «топ» другие, простор для «работы» открывается воистину широкий. И записи националистов попадают в верхние строчки рейтинга иногда отнюдь не из-за их феноменальной популярность: популярность зачастую может быть следствием хотя бы суточного нахождения в «топе». Сейчас, справедливости ради нужно заметить, работники «Яндекса» отсекают и посты националистов, хотя еще несколько месяцев назад сообщения ДПНИ попадали в топ с завидной регулярностью. Эта практика хороша тем, что к ней всегда можно вернуться, тем более что вдаваться в объяснение своей переменчивой логики «Яндекс» никогда не стремился.

Стоит ли удивляться тому, что результаты «партийного» голосования на недавно созданном сайте WebGolos, в целом, выглядят триумфом националистов. Ссылки на этот опрос всю прошлую неделю появлялись в «Живом журнале», и его в полной мере можно считать отражением предпочтений отечественной блогосферы (или той ее части, которая не поленилась пройти по ссылке и проголосовать). К сожалению, судить о репрезентативности и других социологических параметрах по получившимся данным невозможно, но определенные выводы сделать необходимо.

Во-первых, сплоченность и маргинальность сетевых националистов сослужила «Великой России» хорошую службу. Они продемонстрировали, как сказали бы технологи, прекрасный мобилизационный потенциал, и партия Рогозина в виртуальном голосовании оставила далеко позади всех конкурентов (31,63% – здесь и далее – данные на 23.00 19 августа). Разумеется, даже участвуй «Великая Россия» в думских выборах, о таких результатах ей можно было только мечтать, но виртуальная реальность – на то и виртуальная, чтобы соприкасаться с обыденностью только в самых болевых своих точках.

Во-вторых, вопреки всей «живожурнальной» истерике вокруг «маршей несогласных», «Другой России» – казалось бы, еще одному сетевому фавориту – удалось набрать всего лишь 7,62%. Реальный рейтинг «другороссов», конечно, вообще в процентах не высчитать, настолько он незначителен, но все же в сети от них можно было ожидать более или менее громкого успеха. Вероятнее всего, в период летнего затишья, когда никаких «маршей» по городам и весям не бродит, о партии попросту забыли все, кроме ее самых преданных сторонников. Уличная политика хороша, как оказалось, только на улице и только до следующего информационного повода. Назавтра о пикетах и митингах принято забывать. Промаршировали, и Господь с ними… Та же история – и с «лимоновцами», которым удалось наскрести 1,96%. Эдуард Савенко заметно постарел, стал повторяться и уныло ломиться в запертые двери, а новых лидеров «фюрерская» организация породить не в состоянии, такова уж ее природа.

Ошеломительным успехом можно считать и 11,39% СПС, и 10,43% «Яблока», идущих вслед за «Великой Россией». К сожалению, создатели сайта WebGolos никак себя не обозначили, но первый появившийся опрос – о «партийной тройке СПС – заставляет задуматься если не об их принадлежности к «либералам» (со всеми вытекающими, как водится), то уж точно о сочувствии СПС и «Яблоку». Стоит, правда, признать, что в «ЖЖ» обе партии заметно популярней, нежели в реальности, так что результаты вполне отражают эту тенденцию.

Отдельно, наверное, стоит отметить провал «Гражданской силы» (2,11%), которая в принципе могла бы иметь успех среди блоггеров. Но, по всей видимости, персоны Михаила Барщевского и Максима Кононенко все же не столь популярны «в народе», как принято считать. На выборах в Государственную Думу «Гражданской силе», скорее всего, даже этот, сетевой, результат повторить не удастся.

Неуспех «системных партий» – «Единой России» (7,83%), КПРФ (8.75%), ЛДПР (3.94%) и «Справедливой России» (2.73%) (четверки главных претендентов на думские мандаты) – объясняется довольно просто и удивления вызывать не должен. «Живой журнал» в частности и Рунет в целом куда более критичен, нежели любая другая социальная среда. Совершенно очевидно, что результаты декабрьского голосования будут в корне отличаться от всех тех цифр, о которых идет речь (так, например, «Единой России» вряд ли удастся набрать менее 45%). Но и задуматься здесь есть о чем. Очевидно, что сегодня именно «ЖЖ» начинает диктовать (прежде всего, СМИ, а через них – и всем остальным) свои собственные паттерны и поведенческие (если не мировоззренческие) установки. Процесс этот идет медленно и неравномерно, на результаты выборов в декабре он не повлияет никак, но совсем сбрасывать его со счетов все же не стоит.

Партиям нет смысла задрав штаны бежать за Интернетом, но не прислушиваться к его мнению очень опасно. В России, как показала практика последних нескольких лет, даже три-четыре десятка блоггеров дорогого стоят, что уж говорить о целой среде со своими законами, предпочтениями, моделями поведения etc. Эта среда – один из возможных образов не столько настоящего («ЖЖ» живет совсем иной жизнью, нежели обыватель), сколько будущего. Этого будущего может и не случиться, но ведь чаще всего, как мы знаем, происходит самое плохое из всего возможного. Предотвратить возможность куда легче, чем бороться с последствиями, об этом тоже никогда не стоит забывать.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2023.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.