GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Землетрясение как политический фактор
Автор: Алексей Ерёменко
Дата: 08.08.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/784154/
Землетрясение как политический фактор

Губернатор Сахалина отправлен в отставку

По итогам землетрясения в городе Невельске губернатор Сахалина Иван Малахов расстался с должностью. Во вторник президент Путин подписал указ о досрочном прекращении его полномочий. На встрече с членами правительства Путин также лично раскритиковал действия местных властей по устранению последствий катастрофы. И.о. губернатора пока назначен мэр города Оха Александр Хорошавин, который, скорее всего, и станет новым правителем региона – президент уже внес его кандидатуру на рассмотрение Сахалинской облдумы.


Само землетрясение произошло еще 2 августа. Первые подземные толчки были зафиксированы в 13:37 по местному времени (6:37 мск), хотя даже еще 7 августа по-прежнему наблюдались «афтершоки» – затихающие толчки, общее число которых достигло 150. Сила первого, самого мощного землетрясения составила 8 баллов по шкале Рихтера, а эпицентр оказался на юге Сахалина, в районе Невельска. В самом городе сила толчков немного превысила 6 баллов.


В результате стихийного бедствия погибло два человека, 12 получили ранения. Город при этом пострадал серьезно: из-за сбоев на подстанции он остался без электричества, отключали и водоснабжение. Не подлежащими восстановлению оказалось около 80 домов – 1601 квартира, прежде всего, в центральной части Невельска. Без жилья осталось 2400 человек, для которых был создан временный палаточный лагерь, а в двух школах открыты эвакопункты.


Уже 3-го числа в Невельск прибыл глава МЧС Сергей Шойгу, который раскритиковал местные власти за нерадивость. Особое негодование у него вызвал тот факт, что резерв материальных и финансовых средств, который регионам положено иметь как раз на такой случай, в Сахалине был неполон, так что пришлось даже подключать федеральные резервы. Сам Шойгу взялся за дело решительно, отдав целый ряд распоряжений, как-то: ввести временный сухой закон, не допустить повышения цен в магазинах, убрать мусор с улиц, провести перепись пострадавших и нуждающихся в компенсации. Местные жители воспользовались этим и для того, чтобы пожаловаться, что город и до землетрясения был не в лучшем состоянии, многие дома нуждались в капремонте, которого не проводилось. Это, как выяснилось, было также учтено центральной властью.


В Кремле поясняли, что в отставку Малахов попросился сам, выслушав критику в свой адрес. Критика действительно была жесткой: например, во вторник Путин велел Шойгу разобраться, «почему люди с детьми спали в палатках на бетонном полу», почему «нельзя было организовать работу в самое тяжелое время» и «где были местные власти, почему губернатор там вовремя не появился?». Правда, явно расстроенный Малахов признался потом, что только подавал документы на переназначение, т.е. поставил вопрос о доверии, и на отставку все же не рассчитывал. В то же время Герман Греф, также прибывший на Сахалин, сообщил: «Это не сиюминутное решение... Насколько мне известно, это планировавшаяся ситуация». В самом деле, слухи об отставке Малахова ходили с марта, причем связывалось это с борьбой «Газпрома» и «Роснефти» за регион, который для них стал стратегическим в связи с проектами «Сахалин-3» и «Сахалин-4». Александра Хорошавина, нового кандидата в губернаторы, считают связанным как раз с «Роснефтью».


Экономические разборки – дело уже привычное и, в современной России, заведомо неизбежное. Но даже несмотря на это, отставка Малахова, по идее, выглядит заслуженной. Тем не менее, ощущения торжества справедливости она все же не вызывает: может, поскольку слишком уж назойливый пиар делал на ситуации тот же Шойгу, с возмущенным видом разносивший Малахова за стеснения, которые губернаторская небрежность доставила простым гражданам – причем Первый канал освещал это в таких подробностях, в каких обычно показывает только путинские выступления. Такая забота о народе слишком уж явно ассоциируется с предстоящими думскими выборами.


Да и сама отставка – сильнодействующее средство, которое федеральными властями применяется очень редко, и чаще всего, кстати, как раз на Дальнем Востоке, где это даст маленький политический резонанс. Население того же Сахалина – меньше 90 тысяч человек, и на общий расклад сил в стране он серьезно не влияет. Безусловно, на Сахалине тоже есть свои кланы, а они, в свою очередь, связаны с другими регионами Дальнего Востока и встроены в местную (и федеральную) систему управления, но все равно, это даже не Новгород.


Больше всего сахалинская история напоминает кризис 2005 года в Корякии, когда за срыв отопительного сезона сняли губернатора Логинова. Это тоже было формально правильно, поскольку тогда случился полный беспредел с завозом топлива вертолетами – дороже этого было бы только топить котельные чистыми деньгами. Но никаких принципиальных перемен для системы регионального управления отставка Логинова не дала. Точнее, был политический эффект (региональным руководителям напомнили, что все они под Кремлем ходят), но качество губернаторской работы по стране от этого не изменилось – чему лучшее доказательство, собственно, события в самом Невельске. Ведь с Шойгу не поспоришь, и Путин прав: местные власти нахалтурили достаточно, чтобы заработать отставку. Но пока большой вопрос, станет ли лучше при новом начальстве, хоть его и назначили для того, чтобы оно пуще прежнего пеклось о благе народном.


приходящий системный администратор
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.