Холодная война light
Англия ссорится с Россией из-за Лугового
Великобритания и Россия продолжают конфликтовать из-за «дела Литвиненко» – точнее, теперь уже «дела Лугового». Москва выдать Лугового отказалась, после чего британские СМИ грозили, что Англия может сократить или свернуть сотрудничество с РФ в самых разных областях – образовании, социальной сфере, торговле или обмене информацией по терроризму. В четверг же британское посольство в Москве прямо признало, что теперь дело будет считаться не только уголовным, но и политическим, и заниматься им станет не только Скотланд-Ярд, но и МИД страны. Известно и о новых вариантах санкций – если Британия не получит Лугового, возможно, из страны вышлют нескольких российских дипломатов.
Все это до безобразия напоминает холодную пиар-войну России и США, сошедшую на нет после Кеннебанкпорта. На этот раз Москва в основном защищается – хотя не стесняется и контратаковать, как это было в истории с Вячеславом Жарко, когда наши власти прямо обвинили Англию в шпионаже. Ловля британских шпионов такими темпами может стать главным хобби наших спецслужб, однако что касается дела Лугового, тут основная инициатива явно у Лондона.
У Гордона Брауна есть вполне практические причины раскручивать конфликт. Через несколько месяцев ему предстоит вести лейбористов в бой и отстаивать свое кресло на парламентских выборах, и под это дело нужно формировать себе привлекательный имидж – с чем у Брауна пока есть проблемы. Харизмы Блэра ему не хватает, в целом Браун – персонаж скучный и тяжеловесный, хотя при этом основательный и принципиальный. Вполне возможно, он пытается превратить свои недостатки в достоинства, показав избирателю, что он не легкомысленный Блэр, не глупый Буш и не бесхребетный евробюрократ, и надругательств над демократией Кремлю не спустит.
Кроме того, атака на Россию начала набирать ход почти сразу после терактов в Лондоне и Глазго. Точнее сказать, после того, как начавшееся расследование показало: спецслужбы полностью провалились, и экстремисты не взорвали Британию только по счастливой случайности, а точнее, собственной бездарности – напортачив с взрывателями. Отвлечь внимание публики от этой пикантной детали было бы весьма неплохо, поскольку сюжет компрометирует английские власти в целом, и Брауна особенно – он мало того, что премьер, но еще и сам активный борец с террором.
Таким образом, риск санкций есть, другой вопрос – каких. Намеки в британских СМИ были хоть расплывчатые, но серьезные, и теоретически они позволяют предположить, что дело может дойти даже до применения к нам экономических мер. Здесь уместно вспомнить, что еще Блэр перед саммитом G8 грозился не пускать в Россию европейский капитал. Такой ход уже тянул бы на реальную, а не дутую холодную войну – но не зря угрозы Блэра оказались пустым звуком.
У Брауна нет особых шансов на победу в торговой войне, поскольку на дворе давно глобализация, и экономики большинства стран слишком крепко связаны друг с другом. Предельная цена экономических санкций против России известна точно – $65 млрд, это общий объем британских инвестиций в российскую экономику. Такими деньгами не рискуют ради политического скандала и даже ради выборов. Тем более что РФ вновь начинает осторожно приоткрывать свою нефтегазовую сферу для иностранцев – «Газпром» принял Total в долю на Штокмане и дал понять, что этим не ограничится. Вряд ли Браун захочет лишать British Petroleum шансов вернуться в эту игру – разве что предположить, что на Даунинг-стрит мстят России как раз за выбор Total, а не BP. Но это маловероятно, поскольку британцев на Штокман никогда и не звали.
Так или иначе, за макроэкономику беспокоиться не стоит, а вот социально-культурная сфера смотрится куда более уязвимо. Фундаментальная наука, студенческие обмены, культурные контакты (визиты наших нуворишей не в счет) – все это можно очень легко принести в жертву ради хорошего пиара, не говоря уж об ужесточении визового режима, которое всегда напрашивается, даром что это будет уже реальной холодной войной. Перенос дипломатической грызни на обычных граждан, правда, причинит обеим странам больше вреда, чем все Луговые, Литвиненки и Березовские скопом, но это дело известное – паны дерутся, а у холопов чубы трещат.
Есть вариант, что холодная война с Англией будет такой же риторической, как и с США. Не зря единственная предметная угроза пока – это выслать вон сотрудников посольства: акция получилась бы пафосная, но точечная и явно показательная. Ни на бизнес, ни на науку, ни даже на туризм она не повлияет, хотя крик, конечно, поднимется изрядный. Но, возможно, на это и расчет: если главная цель – пиар, то куда безопаснее оставить конфликт только в плоскости публичных заявлений и дипломатических акций и не устраивать ничего такого, что могло бы иметь какие-то последствия помимо броских заголовков в СМИ.
абонентское обслуживание компьютеров москва
|