GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: "Новый лейборизм" завершил консервативную революцию
Автор: Максим Артемьев
Дата: 02.07.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/784079/
"Новый лейборизм" завершил консервативную революцию

На уход Тони Блэра

С уходом Тони Блэра в Великобритании закончилась целая эпоха. И сказано это не ради красного словца. Блэр оказался рекордсменом – он стал абсолютным чемпионом среди лейбористов по продолжительности срока пребывания премьером – более десяти лет, и единственным лидером лейбористской партии, одержавшим три победы подряд на парламентских выборах. Но основная его заслуга лежит не в личных достижениях, а в том, что он увел лейбористов от их  идеалов, служивших ориентиром почти столетие.

Именно лейборист Тони Блэр стал подлинным продолжателем и завершителем консервативной революции Маргарет Тэтчер, придавшим ей окончательную форму и содержание.

Но обо всем по порядку. Энтони Чарльз Линдон Блэр (таково его полное имя), родился в 1953 году в Шотландии. В раннем детстве он прожил несколько лет в Австралии, где его отец читал лекции по праву. После окончания престижной частной школы в Эдинбурге, молодой Тони, попробовав себя в Лондоне в качестве рок-продюсера (сам он играл на гитаре в любительской группе), поступил изучать право в Оксфорд. Затем он работал в адвокатской конторе в Лондоне. В эти же годы Блэр  встретил свою будущую жену – Черри Бут, дочь известного британского актера.

В начале 80-х Тони Блэр был амбициозным молодым человеком, которому было скучно заниматься рутинной юридической работой и который мечтал о блестящей политической карьере. Первые две попытки попасть в парламент оказались неудачными, но настойчивого, если не сказать настырного, честолюбца приметили в руководстве лейбористской партии. Определенную роль сыграл и его тесть Тони Бут, сведший Блэра с влиятельными депутатами-лейбористами. Высокие знакомства помогли и в 1983 году, когда в городке Дарем в результате перенарезки округов открылась вакансия. В Дареме прошла часть детства Блэра, и он ринулся туда, добившись согласия боссов партии поддержать его. Включенный в избирательный бюллетень буквально в последний момент, Тони победил,  став в тридцать лет депутатом палаты общин. Опять-таки, тесть сыграл свою роль – он попросил свою подружку, актрису мыльных опер, агитировать за его зятя.

В то время Тони Блэр был типичным социалистом и примыкал к левому крылу лейбористов. В своей первой речи в парламенте он сказал: «Я социалист, потому что я верю, что социализм ближе всего к бытию одновременно моральному и рациональному… Он (социализм) выступает за равенство». Как видим, ничто не предвещало тогда в Блэре приверженца капитализма. Более того, он выступал за одностороннее ядерное разоружение перед лицом советской угрозы и против вступления в Евросоюз.

Попав в парламент, Тони Блэр проявил завидную активность и быстро обратил на себя внимание. Он выступал с резкими нападками на правительство консерваторов, не упуская возможности поддеть политику Маргарет Тэтчер. В 1988 году он вошел в теневой кабинет лейбористов как заместитель министра энергетики, а на следующий год стал этим министром. В те же годы Блэр начал осторожный дрейф в сторону от левых тенденций лейбористской партии, переходя на более умеренные позиции.

У лейбористов, которые терпели одно поражение за другим, не было иного выхода, как следовать курсом, отрицающим по сути их предыдущую политику – обязательное членство в профсоюзах, жесткое регулирование рынка труда,  противодействие  приватизации.

В 1994 году неожиданно скончался лидер лейбористов Джон Смит и Блэр победил на выборах лидера партии. Первым делом он предложил символический жест – удалить из программы партии упоминание о приверженности лейбористов обобществлению средств производства. Затем он объявил о начале эры «нового лейборизма», порывающего с прошлым. Теперь в глазах избирателя лейбористы больше не являлись закостенелыми и архаичными сторонниками эгалитарной политики, противниками бизнеса, да и просто несовременными. От коллективизма они перешли к прорыночной политике. Все это стало следствием очевидного успеха тэтчерианской революции, которая заставила примириться с неизбежным – рынком и свободным выбором индивида. Если бы лейбористы продолжали отрицать достижения Тэтчер, их бы ждала неизбежная маргинализация.

В 1997 последовал результат – убедительнейшая победа на парламентских выборах. К тому времени британцы уже устали от затянувшегося на восемнадцать лет правления консерваторов, а лейбористы больше не пугали большой бизнес и средний класс.

Став премьером, Тони Блэр активно занялся проведением реформ. В области экономики он придерживался курса консерваторов не поднимать налоги. Блэр укрепил независимость Банка Англии – решение популярное в финансовых кругах. Особое внимание Блэр обратил на образование и здравоохранение, объявив их своими приоритетами. Он одновременно расширял их финансирование и вводил рыночные элементы.

Историческим решением Блэра стал курс на децентрализацию. Были созданы парламенты Уэльса и Шотландии, вновь воссоздан единый лондонский муниципалитет и пост мэра Лондона. Предоставление автономии шотландцам и валлийцам означало разрыв с многовековой традицией.

Другим важнейшим решением в области внутренней политики стало «Соглашение Страстной пятницы» по Северной Ирландии, едва ли не самый бесспорно популярный шаг Тони Блэра. Оно помогло достичь, пусть и неустойчивого, мира в Ольстере после десятилетий кровопролития.

Спектр лейбористских инициатив в правление Блэра был очень широк – от запрещения охоты на лис как «негуманной забавы» и удаления большинства наследных лордов из верхней палаты до массы законов о правах геев, лесбиянок и транссексуалов.

Во внешней политике Британия все эти годы осторожно сближалась с Евросоюзом. Блэр был одним из самых ярых поборников войны в Косово и столь же непримиримым врагом Слободана Милошевича. Но главным его шагом на международной арене стала решительная поддержка США после терактов 11 сентября. У Блэра были превосходные отношения с единомышленником Биллом Клинтоном, который, как демократ, проводил схожий курс в Америке, – точнее, Блэр стал британским вариантом Клинтона. Однако то обстоятельство, что Дж. Буш-младший является республиканцем, никак не отразилось на взаимопонимании Лондона и Вашингтона. Блэр без колебаний направил войска в Афганистан и Ирак, чем заслужил в СМИ кличку «пудель Буша».

Непопулярность иракской войны в Британии стала одной из главных причин, по которым рейтинг его поддержки в последние годы неуклонно снижался. В совокупности с психологической усталостью от десятилетнего правления это послужило поводом для объявления Блэром в октябре 2006 намерения уйти в 2007-м отставку.

В личном плане Тони Блэр прославился тем, что оказался первым за сто пятьдесят лет главой кабинета, который стал отцом во время пребывания в должности. Их четвертый с Черри ребенок – Лео был рожден в 2000, когда обоими родителям было уже за сорок пять. Левые круги критиковали Блэров за элитное образование, полученное их детьми, обвиняя их в том, что они не отправили их в обычные государственные школы.

Много шума в последнее время наделали известия о том, что Блэр собирается обратиться в католичество. По своим религиозным убеждениям   он англо-католик, то есть, являясь формально приверженцем англиканской церкви, он тяготеет к католической практике. При этом его супруга – убежденная католичка. Вопрос для Великобритании весьма болезненный, с учетом длительной традиции недоверия «папистам» и подозрительности к пастве Ватикана. Столетиями в Англии  католикам  вообще запрещалось занимать государственные должности. Когда католик Яков II взошел на престол, это послужило поводом для революции.

Блэр уходит с гордо поднятой головой, в расцвете сил и с осознанием исключительности своих заслуг перед страной и партией. Он примирил лейбористов с рынком, а страну – с необходимостью серьезной социальной политики. Он сохранил лучшее от Тэтчер, которую всегда высоко ценил как лидера, и добавил к холодности рынка государственную поддержку. Он обеспечил стабильный рост британской экономики, при котором Лондон стал одной из двух финансовых столиц мира.

Впереди его ждет синекура – работа представителем ближневосточной четверки посредников. Достичь реального прогресса во взрывоопасном регионе – задача почти невыполнимая. Но от Блэра и не ждут прорыва. Ему важен статус на первое время после отставки.

У его преемника Гордона Брауна – труднейшая задача. Он должен в преддверии будущих выборов доказать, что возможно быть лучшим лидером, чем Блэр, будучи лейбористом.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.