Фанатики, прагматики и гражданская война
Ближайшие перспективы Палестины
Президент Палестинской национальной автономии Махмуд Аббас распустил правительство национального единства. Вместо него он создал «чрезвычайное» правительство, уже без членов ХАМАС. Новый кабмин, возглавляемый бывшим сотрудником МВФ и Всемирного банка Саламом Файядом, принял присягу в воскресенье. «Ближневосточный квартет» (Россия, США, ЕС и ООН) уже признал такой ход Аббаса легитимным. Аббас также объявил вне закона всех боевиков ХАМАС (но не ХАМАС в целом) за «вооруженное восстание против законной палестинской власти и ее институтов». При этом серьезных боев на выходных не было: ХАМАС продолжает контролировать сектор Газа, ФАТХ – остальную Палестину. От нескольких десятков до тысячи ФАТХ-овцев осаждают пропускной пункт на границе сектора Газа с Израилем, пытаясь сбежать от зачисток, которые ХАМАС устраивает конкурентам.
Жертв пока относительно немного – за все время, по нынешним оценкам, погибло только около 120 человек, а учитывая, что речь шла о скоротечной гражданской войне, все могло быть и хуже. Однако происшедшее от этого менее важным не становится – ХАМАС полностью изменил ситуацию на Ближнем Востоке. Вдобавок именно он сохраняет инициативу, потому что его боевики по-прежнему готовы воевать.
Целью №1, естественно, сейчас является Израиль – ХАМАС и раньше не шел на компромиссы в отношении «оккупантов», а уж теперь движение полностью развязало себе руки. Выразительный приказ начальства предписывает всем бойцам ХАМАС отказаться от ношения масок – с единственным исключением для тех, кто воюет против «сионистского врага». Вечером в воскресенье по израильской территории уже были пущены две ракеты, и хотя стреляли с территории Ливана, предполагается, что это действовали палестинские боевики. «Хезболлах» от нападения открестилась.
Помимо Израиля, ХАМАС мог бы взяться еще и за добивание ФАТХ. Но это было бы, во-первых, довольно сложно – основные силы ФАТХ пока не разгромлены, – а во-вторых, невыгодно с точки зрения имиджа: одно дело воевать против внешнего врага, а другое – против единоверцев. Хотя обвинения в заговорах и сотрудничестве с ЦРУ, которыми обмениваются обе стороны, оставляют возможность для такого варианта развития событий.
В то же время ХАМАСу еще предстоит открыть для себя неприятную истину – дорвавшись до власти, необходимо не только править, но и управлять. На одном джихаде против Израиля выехать не получится, тем более что шансов «сбросить в море проклятых евреев» у них, понятно, нет. А между тем, два миллиона жителей Газы, которой теперь правит ХАМАС, хотят есть, работать, отправлять детей в школу, им нужно лечиться, им нужны коммунальные услуги и т.д. Этим всем надо будет заниматься – валить на Израиль можно только до определенной степени, за бытовые проблемы граждане все же будут спрашивать с местных властей. Санкции, в условиях которых уже приходится существовать «Хамастану» (Израиль не стал прекращать поставки продовольствия, но не дает бензина), делу тоже не помогут.
Сионистский враг, со своей стороны, готовится к худшему. По сведениям The Times, новый министр обороны Израиля Эхуд Барак уже объявил, что война – это только вопрос времени. Но хотя такая реакция здесь понятна, перспективы у военного конфликта неоднозначные. Силы ХАМАС составляют несколько тысяч боевиков, причем во многом это фанатики, драться с которыми всегда радости мало. Вдобавок, у Израиля, как и в ливанскую кампанию, нет возможности просто разбомбить врагов к такой-то матери: сектор Газа – перенаселенная территория, а «Хезболлах» уже показала, как эффективно боевики прикрываются местным населением. ХАМАС-овцев израильтянам придется выковыривать при помощи танков и пехоты, а значит, гипотетическая война будет долгой, грязной и кровавой.
Что с ФАТХ, пока не очень понятно. Международное сообщество пока поддержало его с просто-таки трогательным единодушием – в пользу Аббаса высказалась и Лига арабских государств, и ближневосточный квартет. Но насколько движение внутренне готово к контратаке, сказать нельзя – есть ощущение, что оно деморализовано и предпочло бы защищать те территории, которые смогло сохранить, и, может, заняться своими разборками: поражение многие считают виной Аббаса.
В наибольшей степени ситуация сейчас зависит от приоритетов самого ХАМАС. Если возобладают фанатики, будет война с Израилем, если прагматики – ситуация будет успокаиваться. Если движение не удержит единства, в палестинской гражданской войне будет уже не две стороны. Но в раскладе хватает и других факторов, каждый из которых может оказаться решающим – ЕС или Эр-Рияд подкупит ХАМАС большим грантом, или Ольмерт решит отвлечь внимание публики от своих промахов при помощи большой войны, или что-то еще в этом духе. Дать достаточно надежный прогноз пока невозможно; остается только ждать, что же будет дальше.
проектирование лвс
|