Пиар на крови
Тулеев против Пуликовского
Трагедия на шахте «Юбилейная» получила неожиданное продолжение. Два крупных чиновника переругались из-за выводов комиссии, исследовавшей причины аварии. Точнее, ругался только один на другого – кемеровский губернатор Аман Тулеев выступил с резкими нападками на главу Ростехнадзора Константина Пуликовского.
Причиной гнева кемеровского губернатора стали слова Пуликовского (во время выступления в Думе): "В таком регионе, как Кузбасс, региональная и муниципальная власть должна нести соответствующую ответственность за аварии в шахтах. Когда мы проводили расследование по шахте "Ульяновская", мы сделали выводы, что и менеджеры компании, которые управляли производственным процессом, и собственники, и руководство области знали, что в газоконтрольные агрегаты и устройства вводились соответствующие изменения, чтобы не останавливать работу шахты. Не думали о жизни и здоровье людей, главное для них было получить как можно больше угля, и как можно больше прибыли".
Тулеев объявил, что власти Кузбасса категорически не согласны с выводами Ростехнадозора. Он потребовал от Пуликовского публичных извинений и заявил, что не подпишет заключение комиссии Ростехнадзора, а также запросил независимую проверку.
Как это бывает в Кузбассе, немедленно поднялась волна «возмущения общественности». Грозные телеграммы в правительство направили областной Совет ветеранов труда, бригадиры подземных бригад, Совет народных депутатов Кузбасса, региональные отделения партий «Единая Россия» и «Справедливая Россия», Общественная Палата Кемеровской области, Федерация профсоюзных организаций Кузбасса и другие. Они требуют «дать объективную оценку расследованию причин аварии на шахтах» и «публичного извинения Пуликовского».
Буча в Кузбассе не является простым межведомственным конфликтом. Аман Тулеев – лучший пиарщик среди всех российских губернаторов. Достаточно открыть самые популярные российские газеты и почитать на их страницах обращения, поздравления и выступления Тулеева по самым разным поводам. Кто еще из российских руководителей расходует столько средств на собственный промоушн?
Имидж Тулеева в Кузбассе – его главный капитал. Тратя огромные усилия на психологическое воздействие на жителей Кемеровской области, он взамен имеет беспроигрышный козырь при торговле с федеральным центром. «Вы мне – то, а я вам – три миллиона голосов избирателей». Тулеев губернатором уже ровно десять лет, и ни разу его пропагандистская машина не давала сбоев. Избиратели контролируются им почти автоматически, даже Лужков в Москве не может похвалиться чем-то подобным, даже Шаймиев в Татарстане не достигает таких высот безотказности.
Естественно, что подобный беспрекословный авторитет возможен только у фигуры, не способной на ошибочные действия. Тулеев для Кузбасса – отец родной, бескорыстный защитник, безусловный харизматик. Малейшая критика в его адрес посему – недопустима. В Кемеровской области публично возражать Тулееву считается почти кощунственным.
А тут Пуликовский, глава какого-никакого, но федерального ведомства, пусть косвенно, но обвиняет Амана Гумировича в неблаговидных действиях. Тому, кто хочет быть полным хозяином в области (а это особый психологический тип), такое пропустить никак нельзя. Потому по Пуликовскому сразу был сделан залп изо всех орудий. Примечательный факт – официальный пресс-релиз администрации Кузбасса объявил, что «в знак несогласия с политикой, проводимой руководством Ростехнадзора, подал в отставку руководитель управления по технологическому и экологическому надзору по Кемеровской области Андрей Малахов». Итак, непосредственный подчиненный Пуликовского уходит «в знак несогласия» с ним. Понятно, что Москва – далеко, а Тулеев – рядом. Случай Малахова типичный пример того, как органы федеральной власти на местах абсолютно не чувствуют себя защищенными от произвола региональных администраций. Поэтому региональный патриотизм для них значимей, чем лояльность центру.
Восемь лет назад мне довелось на месте, в Новокузнецке, наблюдать пропагандистскую машину Тулеева в действии. Нельзя сказать, что она работает особенно изобретательно. Скорее, она похожа на каток, который давит все на своем пути. Помню, в кабинете гендиректора «Южкузбассугля» (тогда эта компания называлась по-другому) висел портрет Тулеева, а его имя произносилось с придыханием. Я еще подумал – висит ли в кабинете директора угольной кампании в Руре портрет премьера Северной Рейн-Вестфалии? Могущественные директора угольных, металлургических, химических компаний сами позволили Тулееву сесть себе на шею, боясь хоть в чем-то возразить или ослушаться. Примечательно, что, выводя свой бизнес за пределы региона, они вели себя совершенно по-другому. Борис Зубицкий, владелец кемеровского «Кокса», был очаровательно покорен Тулееву, но, придя в Тулу, где он купил завод «Тулачермет», он разносил буквально в клочья беспомощного губернатора Стародубцева, зная, что тот ему ничем не страшен.
Но губернатор нуждается в олигархах не меньше, чем они в нем. Потому другой причиной гнева Тулеева могли стать следующие слова Пуликовского: «ввести уголовную, административную ответственность не только для непосредственных нарушителей и менеджеров угольных шахт, но и для их собственников». По его мнению, причина аварии на шахте «Юбилейная» - «вмешательство в систему предупреждения выброски газа, как и на "Ульяновской". На "Юбилейной" стояла отечественная система, мы знаем, что ее можно накрыть простой тряпкой, и она перестанет работать». По мнению Пуликовского, это было сделано для того, чтобы не останавливать работу шахты ради прибыли компании-владельца. Ответственной за случившееся Ростехнадзор считает владельца шахты – компанию «Южкузбассуголь», которой принадлежат 12 шахт в регионе. Теперь Пуликовский добивается лишения компании лицензии.
Владельцы «Южкузбассугля» те же, что и у двух крупнейших металлургических комбинатов Новокузнецка. Если у них отберут шахты, то может начаться передел собственности, что чревато большими потрясениями. Всем в Кузбассе памятна война 1999, когда из области изгонялся Михаил Живило, владевший металлургическими и угольными предприятиями.
Но Пуликовский – не Живило. За ним – доверие президента. Он был бит в свое время за штурм Грозного и прошел через демонизацию в СМИ, но выстоял и победил. Так что Пуликовский умеет сохранить молчание, когда необходимо. Сегодня он отказывается публично пикироваться с кемеровским губернатором - «полемика никому не нужна», но сойдет ли в будущем Тулееву с рук подобная атака на федерального чиновника? Все ли он просчитал, начав войну с Пуликовским?
|