GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Всадники без головы
Автор: Сергей Шелин
Дата: 29.05.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783966/
Всадники без головы

"Русский проект" под эмблемой единороссов

«Я поднимаю тост за здоровье русского народа не только потому, что он - руководящий народ, но и потому, что у него имеется ясный ум, стойкий характер и терпение. И. Сталин».

Это один из эпиграфов, сменяющих друг друга на заглавной странице нового сайта «Русский Проект» - аккурат под официальным медведем «Единой России».

Видимо, онлайновые люди, делающие «РП», весьма польщены комплиментом товарища Сталина, раз даже медведя с собою прихватывают – чтобы разделил их чувства.

Жаль только, что имени главного редактора (как и прочих сотрудников), на сайте почему-то нет. Одни официальные эмблемы – «Единой России» и Нового русского политического центра, аттестованного в качестве «идеологической дискуссионной площадки "Русского проекта" партии "Единая Россия "».

Редакторов нет, зато обозначены «лица Русского проекта» - от Ивана Демидова, занимающегося в «ЕР» «подготовкой предложений в сфере национальной политики», до Михаила Леонтьева, новоназначенного главреда журнала «Профиль». Хотят эти «лица» или не хотят, но кроме них отвечать за идеи, рекламируемые онлайновым рупором «Русского проекта», просто некому.

Вот, кстати, свеженький материальчик, касающийся как раз одного из «лиц» - о замене Георгия Бовта Михаилом Леонтьевым – с фотографией Леонтьева в полупрофиль и не лишенным тревоги заголовком «Будет ли Профиль русским?»

Тревогу разделяю, но материал все ж таки мог быть и поконкретнее: с профилем Бовта, профилем Леонтьева и с антропометрическими аттестатами на обоих. И сразу стало бы ясно, в правильную ли сторону сделан шаг.

В таких вещах главное – не стесняться. Процветала же в одной культурной стране «арийская физика», выходила же многотомная «Немецкая математика», и всякий профиль, претендовавший на должность, обзаводился справкой о собственной безупречности или, на худой конец, о том, что внешность обманчива.

Но вернемся к главному. Вот что пишет об «РП» (не о сайте, а о проекте) газета «КоммерсантЪ»:

«"Единая Россия" начала масштабную кампанию, направленную на завоевание симпатий "умеренных националистов", под названием "Русский проект"… "Мы начинаем битву за слова 'национализм', 'нация', 'русские'",– заявил руководитель "Русского проекта" партии "Единая Россия" Иван Демидов…».

Впрочем, продолжает Ъ, отдельно взятые представители националистического движения «уверены, что их сторонники к "Единой России" не перейдут. "Они потеряли свое лицо и свой рейтинг принятием антинародных законопроектов и теперь хотят приватизировать патриотическую тему. Но в их искренность поверит только политически безграмотный человек", – уверен депутат Госдумы Николай Курьянович…».

Деваться некуда, должен признаться: этот «политически безграмотный человек» - я. Я верю в искренность авторов сайта «Русский проект». Потому что неискренне такое не напишешь.

«Не обязательно выпить все море, чтобы понять, что вода в нем соленая», - говорят наши друзья китайцы, чей год у нас нынче празднуется.

Не обязательно прочитать все материалы, которые повешены на сайте, чтобы прочувствовать силу и вкус их искренности. Хватит и двух-трех.

Вот, скажем, статья «В защиту фофудьи» Егора Холмогорова. Это, во-первых, заветные мысли автора о том, как обустроить экономику. Но не забывайте также, что, во-вторых, мысли эти должны быть удобны для «завоевания симпатий умеренных националистов».

В таинственной творческой лаборатории совершается синтез того и другого, и вот вам результат: вопреки утверждениям неких неназванных, но неправильных националистов, отвергающих «матрешечную самобытность», экономика должна стать «этноэкономикой»:

«Основной ориентир этих новых этноэкономик: качество жизни и его совершенствование. Что это значит? Это значит, что эти  экономики ориентированы на создание таких инфраструктуры, системы производств, линейки потребительских товаров, сетей экономических и околоэкономических отношений, которые в наибольшей степени соответствуют представлениям о мире народов, выстроивших эту этноэкономическую систему, адаптированы под наиболее удобные для них алгоритмы действия, ориентированы на наиболее психологически приемлемые для них группы товаров…».

«Немецкая математика», как видите, осталась далеко за флагом. Допустим, вы – правильный умеренный националист. Вам все сказанное до крайности интересно и близко. Вас это буквально пленило, но вам не хватает конкретных примеров? Да пожалуйста – их даже несколько, но вот вам самый подробный – про матрешек, автором особо выделяемых:

«…В рамках этноэкономической системы… в качестве предохранительного клапана на пути вторжения глобальных кочевников, наиболее выгодным является производство уникальных и этнически своеобразных товаров, для которых трудно наладить конкурирующее производство в глобальных экономических центрах… Расширение производства матрешек не просто теснит на рынке иностранных конкурентов, завозящих барби (как потеснило бы их производство «доморощенных» барби), оно фактически уничтожает их как конкурентов…».

Какие, однако, меткие доводы и какой удачный пример!

Уверения японских клеветников, будто матрешка происходит от популярнейшей японской разъемной куклы «кокэси», сразу и с негодованием отметаю, потому что это был бы удар по главному авторскому аргументу – невозможности будто бы «наладить конкурирующее производство в глобальных экономических центрах».

Но есть еще одно соображение, которое даже меня, при всем стремлении согласиться с Егором Холмогоровым, ставит в тупик. Все-таки матрешки, какой бы ни была их первоначальная национальность, являются (как и кокэси, кстати) классическим сувенирным товаром, в массовом порядке изготовляемым для сбыта иностранным туристам, то бишь тем самым «глобальным кочевникам».

«Этноэкономика» при первом же рассмотрении обернулась самым обычным сувенирным производством, давным-давно процветающим и ни в чьих советах не нуждающимся.

Но автору мало даже этого. Он явно решил быть искренним до конца и настаивает, что «становление этноэкономик будет работать на разнообразие» даже и образцов вооружений, то есть, что «опора на ядерное оружие» хороша лишь «до какого-то момента», а в дальнейшем «меч и кольчуга предков окажутся нам надежными учителями…».

Неправда ваша, г-н Курьянович, депутат Государственной Думы! Разве сумел бы так рассуждать человек неискренний?

Но не успевают сбежавшиеся на сайт «умеренные националисты» совершить революцию в своих взглядах на экономику, как их берут в оборот еще крепче и соблазняют перевернуть воззрения также и в сфере актуальной истории.

Вот неподписная, то есть редакционная, статья «Россия 37-й» - в честь семидесятилетнего юбилея репрессий 1937 года. Извините за длинные цитаты, но они стоят того:

«В этом мае 1937-му исполняется 70 лет. Можно даже уточнить – 22 мая. Почему? Потому что в этот день в Куйбышеве был арестован маршал Тухачевский и это стало символическим началом репрессий в армии, расправы с "военным заговором", захватившей и в армии и вне ее десятки тысяч человек…

На язык так и просится: "над страной повисла мрачная туча страха". Но вот этого-то как раз и не было. Многие из живших тогда единодушно отмечали, что время с 1937 по 1941 было, в каком-то смысле, самым веселым, самым радостным и благополучным в жизни простых людей. Временем, когда начинали ощущаться плоды достижений первых пятилеток…

Люди наслаждались летними вечерами, ели мороженое и пили газировку в парках, прыгали с парашютом с ОСАВИАХИМовских вышек и состязались на звание "Ворошиловского стрелка" 1-й и 2-й категории. Какое им было дело до того, что Тухачевский, пусть и маршал, оказался "врагом"?...

Это был год, когда вошел в строй канал Москва-Волга. Это был год, когда вся страна вспоминала 100-летие смерти Пушкина, отдавая дань русскому национальному поэту, которого еще не так давно революционеры грозились "сбросить с корабля современности". Это был год, когда на экраны выходят и романтический фильм для мальчишек "Дети капитана Гранта", с песней о веселом ветре, и исторический "Петр Первый"… и… кинокомедия "Ленин в Октябре". Да-да, именно кинокомедия…».

Разумеется, вся эта газировка на осоавиахимовских вышках так заботливо размазана не из любви к искусству, а для того, чтобы широкую публику подвести к неким выводам, а начальство – к действиям:

«Какая отсюда мораль? А очень простая. Можно ужасаться расправам 1937-го (хотя можно вспомнить, как доказал Солженицын, что они не шли ни в какое сравнение с расправой над русскими крестьянами времен коллективизации). Можно, при желании, восторгаться этими расправами и утверждать, что "всех расстреляли правильно", а сейчас нам нужна "смена элиты и новый 37-й". Проблема в другом, чтобы такой "37-й" мог случиться – и не в форме расправ и расстрелов, а хотя бы в форме освобождения от своих постов заворовавшихся чиновников, некомпетентных бюрократов и прочих, в стране должна быть не атмосфера недовольства и брюзжания, а напротив – атмосфера национального успеха. Только успех дает государству право и на справедливость и даже на большую несправедливость. Если такого успеха нет, ни манны небесной, ни ежовых рукавиц, от государства не дождешься».

В общем, чертовски хочется ежовых рукавиц. И ведь как просто дождаться их от государства – нужна всего лишь «атмосфера национального успеха», создаваемая веселыми песнями, романтическими капитанами грантами и кинокомедиями об Ильиче (кстати, кто у нас нынче за Ильича?).

Спорить с этим незачем. Только три уточнения.

Во-первых, вовсе не с «военного заговора» стартовал так называемый большой террор. Его началом стали события вокруг первого московского процесса летом 1936-го, а кульминацией – массовые убийства с середины 1937-го до осени 1938-го.

Во-вторых, расстрелянные, замученные, отправленные в концлагеря и сосланные в 1937-38 годах исчислялись не «десятками тысяч», а несколькими миллионами.

И в-третьих, в архивах, открывшихся после написания «Архипелага ГУЛАГ», вполне достаточно свидетельств того, что «расправы 1937-го» по масштабам своим не только «шли в сравнение» с антикрестьянским террором коллективизации, но и были логическим  продолжением этого террора.

В преамбуле приказа по НКВД № 00447, утвержденного сталинским политбюро 31 июля 1937 года, как раз и перечислены главные объекты репрессий: «…Бывшие кулаки, ранее репрессированные, скрывшиеся от репрессий, бежавшие из лагерей, ссылки и трудпоселков… В прошлом репрессированные церковники и сектанты, бывшие активные участники антисоветских вооруженных выступлений… Почти нетронутые в деревне значительные кадры антисоветских политических партий (эсеры, грузмеки, дашнаки…), а также бывшие… белые, каратели, репатрианты…»

Именно недавние объекты преследований конца 20-х – начала 30-х годов, а также (что менее известно) множество людей, заподозренных в нелояльности по этническому признаку, и составили основной контингент жертв «ежовых рукавиц».

Массы же партчиновников, военных, технократов и интеллигентов были, хоть и огромным по числу, но меньшинством среди несметного множества «рядовых» жертв 1937-1938-го.

Следуя правилам интернета, «Русский проект» одновременно с публикацией вышеупомянутой редакционной статьи предложил посетителям сайта закончить фразу «1937 год был годом…». Окончание: «массовых репрессий кровавого сталинского режима» - выбрало хоть и относительное, но большинство – 45% голосовавших. А предпочитаемый, надо думать, авторами сайта вариант: «очищение Советского Союза от пятой колонны» собрал лишь меньшинство, хотя и внушительное – 29%.

Сделав из этого, видимо, вывод, что «атмосфера национального успеха» еще не достигла должной густоты, и что с «умеренными националистами» следует еще работать и работать, заходя, если надо, издалека, сайт снял с заглавной страницы дифирамб 37-му году, а вместо него появился культурологический дифирамб опричнине Ивана Грозного – «Душеспасительный террор» Александра Елисеева.

Ключевая его мысль – что опричные расправы суть проявления «символизма Средневековья, неразрывно связанного с мистикой», и что особенно выгодно они смотрятся на фоне Варфоломеевской ночи, учиненной примерно в те же годы французскими коллегами Ивана Грозного.

Не вдаваясь в научные тонкости, замечу, что если поискать, то в сегодняшней Франции можно, пожалуй, найти людей, восхваляющих в интернете Варфоломеевскую ночь и никак за это не наказуемых. Но вот если они одновременно претендуют еще и на роли лиц, приближенных к начальству, то им определенно светят роли пациентов психиатрических клиник.

Что же до апологетов «ежовых рукавиц», то нет смысла спрашивать, есть ли у них сердце. На нет и суда нет.

Есть смысл спрашивать, в наличии ли голова? Какое место вы себе-то отводите в этом новом 37-м? Вы же образованные люди. Сами знаете, что из зачинателей террора не уцелел почти никто, и особенно теоретики, говоруны, вроде вас. И скажут ли вам спасибо начальствующие лица, ведь последствия ваших советов свалятся на них же? А вы ведь, кажется, ищете благосклонности начальства?  Может, все-таки удовлетворитесь  «состязанием на звание "Ворошиловского стрелка" 1-й и 2-й категории»?

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2019.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.