GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Русские как евреи
Автор: Петр Ильинский
Дата: 03.05.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783882/
Русские как евреи

Эстонский узел завязан на долгие годы

События в Эстонии могут показаться неожиданными только для тех политиков и комментаторов, кто учил историю и социологию (обществоведение) по старым советским учебникам или по новым национал-патриотическим. Поэтому наши выводы и прогнозы обречены быть очевидными. Нынешняя эстонская власть окончательно создала колоссальный национальный раскол в своей небольшой стране – а подобные мероприятия плохо сказывались даже на великих державах. Конкретные детали скоро забудутся, а точнее, станут мифологизироваться. Но это для истории – дело обычное. В подобных конфликтах исходное событие (например, нападение солдат герцога Гиза на молящихся гугенотов в Васси, давшее начало бесконечной гражданской войне) немедленно обрастает невероятными подробностями, количество лиц, в нем участвовавших, взлетает на порядки, а количество жертв – тем более. Над всем этим можно было бы даже иронизировать, если бы дальнейшие пертурбации ни приводили бы к действительно многолетним и болезненным потрясениям.

Спор в данном случае идет не об истории – хотя многие из участников событий и, тем более, им сочувствующие уверены в обратном. Это лишь свидетельствует о том, насколько легко промыть мозги людям, живущим хоть в старой Европе, хоть в новой. Стоит лишь заглянуть на англоязычные форумы (с примерно одинаковым участием русских и прибалтов) и убедиться: споры о Сталине и Гитлере давно закончены, наши милые диспутанты уже перешли к Петру Великому и Иоанну Грозному – и бьются славно.

Однако без истории не обойтись – и не случайно, что столь чувствительный к ней институт как Центр Симона Визенталя назвал действия эстонских властей оскорбительными для жертв нацизма. И не отрицая преступлений, совершенных советской властью, директор Центра Эфраим Зурофф напомнил тем, кому это хочется забыть, что «именно солдаты Красной Армии остановили массовые убийства, совершавшиеся нацистами и их местными приспешниками на эстонской земле».

Кажется, что тут Зурофф попал в точку. Один из самых тяжелых комплексов восточных европейцев – это не колонизация их Россией, временная и отнюдь не самая неприятная в истории (хотя мы ни в коем случае не отрицаем и не преуменьшаем сталинских депортаций – тут, впрочем, дискриминации по национальному признаку не было, досталось всем народам бывшего СССР). Более страшная психологическая травма – это соучастие всех восточных европейцев (кроме болгар) в Холокосте. Причем мы даже не уверены в точности термина «соучастие», нам кажется верней укоротить это слово, убрав приставку «со». Вот что они пытаются забыть, вот что желают стереть с лица земли: память, о том, что их уже почти цивилизованные предки участвовали в самой страшной бойне в истории человечества, а пьяные и немытые русские эту бойню прекратили. Вот поэтому им нужно русских принизить – чтобы возвыситься самим.

Стоит добавить – по странному совпадению, в первом же зале иерусалимского Музея Холокоста (или, у евреев, Катастрофы) Яд-Вашем экспонируются вещи уничтоженных узников концлагеря Клоога, находившегося, вы угадали, на эстонской территории. Подписи к музейным витринам однозначны – убийства в Клооге осуществляли эстонские коллаборционисты под руководством эсэсовцев. Фотографии тоже однозначны – эксгумированные сотни и сотни трупов, над которыми стоят военные в советской форме. Может быть, кого-то из этих красноармейцев эстонские власти, в свою очередь, эксгумировали два дня назад под радостные ухмылки уцелевших ветеранов клоогской акции или их товарищей по оружию – а главное, по духу.

Даже если допустить, что нынешние эстонские власти искренне полагали, что своими действиями они борются, предположим, с покойным генералиссимусом и восстанавливают какую-то «историческую справедливость», результат их усилий должен быть показателен для разумных политиков всех мастей и цветов: история – это то, что происходит сегодня. Нет никакой истории; прошлое – это то, как мы к нему относимся сегодня, какое будущее создаем в данное историческое мгновение. Съевший сталинскую наживку обречен стать сталинцем. Ставший по одну сторону с нацистами солидаризуется с ними, а не вливается в культуру «старой Европы».

Поэтому будущее Эстонии теперь видится, мягко говоря, непростым. Вместо пути, условно говоря, бельгийского или люксембургского (обе страны находятся между более крупными государствами, старавшимися их поглотить в течение столетий и имеющими тот же язык, что и половина бельгийцев или люксембуржцев), был избран иной, до боли знакомый. Который, с учетом событий ХХ века, можно назвать восточноевропейским, а положа руку на сердце, даже – имперско-русским.

Прибалтийские идеологи многажды втолковывали нам (а мы, что скрывать, во время оно сочувственно слушали), как их нациям когда-то не дали построить тихие и зажиточные среднеевропейские государства. Приходится констатировать – на этом пути движения пока нет. Особенно если судить о судьбе памятников погибшим солдатам. Не будем приводить набивший оскомину пример с советскими монументами на территории Германии – об их сохранности был заключен специальный договор (кстати, обида эстонских политиков на осмелившегося не согласиться с их действиями экс-бундесканцлера, как говорится, «кое о чем характеризует»).

Громадный и не особенно высокохудожественный памятник советским солдатам стоит прямо в центре Вены. Безусловно, его возведение было актом политическим (он был открыт 19 августа 1945 г.) и осуществлялось по прямому указанию одного известного политического деятеля ХХ в. (его имя на постаменте тоже присутствует – тогда он был только маршалом).

Однако австрийцы почему-то решили, что это – не причина для того, чтобы как-либо показывать свое неуважение к погибшим. Вообще, они как-то странно относятся к своей истории – у них даже есть мемориальная доска на том доме, где находилась советская комендатура Вены (напомним, что советские войска оставались в Австрии до 1955 г.). Надо, срочно надо потомкам Моцарта, Климта и Музиля ехать в Таллин или поближе, к братьям Качиньским, и получать курс ликбеза по охране культурного и исторического наследия нации.

Впрочем, об Эстонии мы сейчас не очень грустим – грустим о людях, которые теперь приговорены жить в атмосфере вражды. Не исключаем даже, что завязавшийся в эти дни узел окажется исключительно тугим. Кстати, образ гордой прибалтийской республики, которой западные СМИ многое за последние годы спускали, за прошедшие 48 часов сильно потускнел – достаточно прочитать последние депеши основных англоязычных информационных агентств. Даже предскажем – новости из Эстонии на много лет вперед будут подаваться в свете тлевшего до поры до времени национального конфликта. И рано или поздно мировая пресса станет на сторону меньшинства – работа у нее такая.

Теперь – о России. Очевидно, что государственная реакция на недавние события последует в самое ближайшее время и что она должна быть и жесткой, и взвешенной одновременно (и обязательно – с расчетом на перспективу). Не будем давать предсказаний и, тем более, рекомендаций, но не можем не отметить – как же все-таки хорошо, что Эстония сегодня входит в мощный экономический и военный блок стран Запада! Поскольку иначе был бы соблазн использовать самый контрпродуктивный подход по отношению к небольшому государству, притесняющему национальное меньшинство, являющееся титульным народом в сопредельной державе – подход чисто силовой. Наиболее известный исторический пример – судьба Судетской области и ее немецкоязычного населения.

Стоит упомянуть о так называемой российской демократической общественности – и ее нынешних деятелях, и о ветеранах с почти 20-летним стажем. От первых, жаждущих укусить кремлевское руководство по всем возможным поводам, хотелось бы услышать, а как они относятся к эстонским делам – одобряют действия цивилизованных соседей или все-таки нет? И каковы их рассуждения на этот счет? Вторых же, в конце 80-х гг. так жаждавших освободить порабощенные народы из-под ига гегемона, можно лишь утешить – другого пути не было. В Прибалтику можно было либо послать танки, либо отпустить. Хотя уже тогда было очевидно, что на место весьма умеренных политиков начального периода независимости быстро придут циничные деятели из эмигрантских кругов (поддержанные большим количеством денег) или ультранационалистические кадры из бюрократов среднего звена, выращенных самой же советской властью. Какими способами эти люди держатся за свои кресла, мы сейчас отчетливо наблюдаем. Но не произошло ли то же самое и в России – не уступили ли и в ней свои места карьеристам и циникам демократы «первой волны», в том числе и довольно компетентные?

Прежде, чем жалеть и винить Эстонию, подумаем о себе. Ведь реакция на эстонские события (не немедленная, а долгосрочная) даст возможность определить, в какой точке своего развития находится российское общество.

Действия государства, как сказано выше, будут, хочется верить, взвешены и продуманны, а реакция отдельных граждан – нет. Так что посмотрим не только на бойкот эстонских товаров, но и на то, как будут развивать отношения с соседом некоторые российские бизнесмены (и страшно сказать – политики), имеющие там немалые интересы (и даже дополнительные паспорта). Ведь очевидно, что эстонские власти рассчитывали на их полную продажность – никуда, мол, не денутся от нас эти жадные русские варвары. Будут и нефть качать, и металлы возить, и коттеджи строить. Кстати, о зрелости российского общества и государства будет свидетельствовать, удастся ли сбалансировать публичные протесты, даже самые резкие (например, возле эстонского посольства), с безусловным соблюдением Россией международных норм – в данном случае, по охране посольства и его сотрудников.
Отдельно – о русскоязычной общине в Эстонии. В последние десятилетия русская нация проходит через новые испытания, впервые в истории. В частности, русские за пределами России в первый раз оказались в положении полноценного национального меньшинства. Опыта исторического на этом фронте – кот наплакал, оттого внутренняя организация русскоязычных общин и их борьба за свои права долго шла ни шатко, ни валко. Теперь же обратной дороги нет. Отважимся сделать предсказание – не исключено, что именно из русскоязычных общин Прибалтики выйдут люди с большим политическим будущим. Впитавшие соки и Запада, и Востока, знающие цену пустопорожним обещаниям и заверениям как российских, так и европейских политиков. И главное – закаленные в борьбе с превосходящим по силам противником. Интересно, кстати, а будут ли участвовать в жизни прибалтийских русских рядовые россияне – станут ли поддерживать их финансово или хотя бы морально? Это тоже будет чертой показательной – интересует ли нынешних граждан России что-либо, кроме хлеба насущного?

Или нынешнее возмущение спадет спустя несколько дней? Тогда окажутся правы комментаторы и официальные лица, назвавшие его «истерикой» и обвинявшие в разжигании конфликта ангажированную прессу соседней страны. Кстати, не удивительно ли (мы-то считаем, что вовсе не удивительно), что эстонские власти своим поведением и риторикой в последнее время, напоминают, правильно, власти самые что ни на есть советские?

И последнее. Мы замечаем, что история повторилась, когда уже все закончено и повернуть назад невозможно. Тут трудно удержаться от длинной цитаты: «Наличие в государстве граждан “второго сорта”, которым по закону отказано в некоторых существенных правах, всегда имеет тенденцию стать вечной язвой внутренней политики. Эта болезнь злокачественна, ибо конфликт, создаваемый ею в обществе, все обостряется, а это, в свою очередь, ускоряет прогрессирование болезни. Даже там, где исходное неравенство не было результатом насильственного порабощения, длительная дискриминация ведет к тому, что обездоленные стремятся к законному закреплению своих прав. Кроме того, явная несправедливость подрывает гражданскую лояльность ее жертв, раскалывает единство нации, а это, в свою, очередь, используется как аргумент в пользу сохранения того самого зла, которое и было причиной конфликта».

Конечно, Г.М. Катков писал о положении евреев в царской России. Но ведь русские Прибалтики и стали в последние 15 лет теми самыми евреями – неуважаемым титульной нацией, бесправным и оскорбляемым меньшинством. К чему такое положение дел привело в Российской империи – известно. Напомним кстати, что перспектив у тогдашних евреев было целых три: восстание, Америка или Палестина. Поэтому вопрос наш должен прозвучать так: сумеют ли прибалтийские русские совершить революцию, создать Голливуд или, на худой конец, построить свой Израиль? И где он, в таком случае, будет находиться?

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.