GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Доходы гаишников возрастут в пять-десять раз
Автор: Александр Майоров
Дата: 19.03.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/783726/
Доходы гаишников возрастут в пять-десять раз

В России ужесточают ПДД

Дума приняла в первом чтении законопроект, изменяющий наказания за нарушения ПДД. Артподготовка велась уже давно – инициатор нынешних поправок Владимир Плигин в феврале отметился неуклюжей инсценировкой, призванной продемонстрировать беспредел на российских дорогах и показанной, несмотря на смехотворность, в программе «Вести». Голосование в самой Думе при этом в кои-то веки оказалось не единогласным – был подан 61 голос против, в основном от фракций ЛДПР и коммунистов. Новые поправки вообще встретили массу возражений со стороны специалистов и правозащитников, а лидер общественного движения автомобилистов «Свобода выбора» Вячеслав Лысаков даже заявил: «Депутаты не понимают, что 25 млн российских водителей попадут под жесткий прессинг гаишников. Это не прибавит социальной стабильности. Если законопроект будет принят в таком виде, мы проведем общероссийскую акцию протеста». Но пока критика эффекта не дала – законопроект собрал 321 голос «за» и ожидает второго чтения.


Наказания предполагается ужесточить. Депутаты отказались-таки от возвращения балльной системы нарушений, но сумма штрафов вырастет в среднем в 5-10 раз – даже самый маленький из них теперь увеличится с 50 до 300 рублей (это, кстати, касается и пешеходов). Штрафов к тому же станет больше – за перестроение в интенсивном потоке машин, например, можно будет влететь на 500-1000 рублей. Законопроект легализует эвакуацию неправильно припаркованных машин и машин без номеров, а также использование блокираторов колес. Четче предлагается прописать определение «алкогольного опьянения» - это уровень 0,3 промилле спирта в крови или 0,15 г спирта в литре выдыхаемого воздуха. Милиционеры смогут освидетельствовать водителя на алкоголь без врачей, хотя он будет иметь право от этого отказаться и потребовать направить его к медикам. Нарушения, зафиксированные автоматической камерой, похоронят презумпцию невиновности – водитель получит по почте квитанцию о штрафе, и если он с ней не согласен (или машиной управлял некто, имевший доверенность), будет доказывать свою правоту в суде.


Поправки в Дорожный кодекс подтверждают главным образом тот печальный факт, что подход к законам в России радикально изменился. В 90-е, которые теперь принято ругать повсеместно, господствовал принцип «что не запрещено, разрешено» - и при всех его издержках, от него было много пользы. Однако это оказалось слишком плохо совместимо с отечественным бюрократическим мышлением – и по мере того, как «вертикаль власти» крепла, с ней стал устанавливаться и принцип «что не разрешено, запрещено». Другими словами, речь идет об убеждении, что народишко у нас паршивый, порченый, и воли ему давать никак нельзя, поскольку черт знает, что из этого выйдет, так что лучше держать его в строгости.


Такой подход в стратегическом смысле безысходен, а в человеческом - аморален. Нельзя ежеминутно клясться народу в любви и при этом ни в грош его не ставить. Но в данной ситуации очевидны и вполне конкретные издержки, которые сведут на «нет» великое думское начинание. На это, кстати, указали все до единого эксперты, которые комментировали новый кодекс – но здесь экспертом быть и не обязательно, достаточно хоть чуть-чуть представлять себе российские дорожные реалии. Фактически, сейчас Дума принимает закон о повышении доходов работникам ГИБДД, живущим в подавляющем большинстве своем отнюдь не на зарплату. В России куда чаще доводится откупаться от гаишника, чем получать от него квитанцию о штрафе – и поскольку цена легального штрафа отныне возрастет, автоматически возрастет и мзда, которую водители будут отдавать на дороге. Ведь необходимостью сокращать уровень взяточничества думцы не озаботились – тем более что и сделать это гораздо сложнее, чем просто пририсовать ко всем суммам штрафов справа еще по нолику.


Можно даже задуматься, уж не планируется ли здесь двухходовая комбинация, по которой за волной народного гнева последует начальственное вмешательство, устраняющее проблему – и, соответственно, дающее хороший пиар кому надо. Такие схемы в последние годы разыгрывались уже не раз и не два, причем зачастую как раз с Думой в роли антагонистки, выступающей с антинародными инициативами. Но честно говоря, лучше бы это в самом деле оказалось пиаром – вреда было бы меньше. Дело не в том, что ситуация на дорогах не требует улучшения – как раз требует, можно было бы увеличить и штрафы, потому что нынешние 50-100 рублей за то же превышение скорости на 40 км и в самом деле выглядят смешно. Но одним ростом поборов дело никак не решается – для реального результата власти необходимо не только напрягать автомобилистов, но и напрягаться самой. То есть, быть не хорошо отлаженной, бесперебойно работающей взяткоемкой машиной, а именно и только властью. К сожалению, до этого пока еще очень далеко.


интерьер в стиле хай тек
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2020.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.