GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Нефтегазовые тенета
Автор: Михаил Пироговский
Дата: 16.03.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/783721/
Нефтегазовые тенета

Россия протянет трубу через Южную Европу

Владимир Путин завершил свое турне по Южной Европе. Началось оно с подробно освещаемого визита в Италию, который, по идее, повода для такого внимания не дал – несмотря на встречи с Романо Проди и Бенедиктом XVI, ничем из ряда вон выходящим эта поездка не ознаменовалась. Но как оказалось, Путин в своей обычной манере придержал интригу напоследок: в финальный день турне в Афинах российская делегация подписала с Грецией и Болгарией соглашение о строительстве трансбалканского нефтепровода Бургас-Александруполис. Разговоры о нем шли еще с 2005 года, но только сейчас три страны заключили конкретное соглашение. Труба длиной в 280 километров потребует 1 млрд евро и пройдет по территории Болгарии и Греции (мимо Турции), что позволит транспортировать нефть из портов Черного моря на европейский рынок. Пропускная способность нефтепровода составит 35 млн т нефти с возможным увеличением до 50 млн т. России будет принадлежать 51% акций, Болгарии с Грецией – по 24,5%, хотя есть вероятность, что как минимум часть своих долей они продадут нефтяным компаниям (пока речь идет о ТНК-BP, Chevron и казахстанском «Казмунайгазе»).


Официально российские власти объясняют, что все дело в перегруженности Босфора и Дарданелл, что осложняет транспортировку нефти танкерами. Но при этом деликатно опускается, что Турция, которая эти проливы контролирует, в последнее время вообще ограничивает танкерные перевозки, и по вполне понятной причине: ей хотелось бы загружать "свой" трубопровод Баку-Тбилиси-Джейхан, который не может быть рентабелен на одной азербайджанской нефти. Спасением здесь может оказаться нефть, идущая по Каспийскому трубопроводному консорциуму (КТК) с месторождений Казахстана – за нее, собственно, Баку-Джейхан сейчас конкурирует с Бургасом-Александруполисом.


С КТК же ситуация сложная – владеет им консорциум, в котором никто, в том числе и Россия, не имеет решающего голоса. Месторождение, между тем, перспективное, и разговоры о повышении объемов добычи идут уже давно – но пока Москва их временно заблокировала. Резон здесь был простой – наших пропускных мощностей все равно не хватило бы, чтобы доставить лишнюю нефть в Европу. В итоге, однако, возникал риск, что гипотетическая лишняя нефть с КТК ушла бы как раз в Баку-Джейхан; собственно, Chevron уже решила пускать по нему свою нынешнюю долю – но Бургас-Александруполис способен решить все российские проблемы. Если учесть, что решить вопрос об увеличении добычи на КТК нужно до апреля 2007 года, то соглашение по южному трубопроводу и сопутствовавшие ему российские призывы к «американским, казахстанским, азербайджанским компаниям» расширять поставки из Каспийского региона случились очень своевременно.


Но нынешняя игра к одной экономике не сводится. «Старая Европа», с которой Путин и имел дело большую часть своего правления, сейчас как раз проходит процесс обновления – ушел Шредер, ушел Берлускони, месяц остался Шираку. С тем поколением правящей элиты у Кремля были налажены хорошие отношения – но теперь все нужно начинать заново. И одна попытка уже была сделана – когда Москва фактически попыталась купить Германию за газ со Штокмана. Но Меркель в итоге отказалась так прямолинейно сдать европейское единство. Теперь же, похоже, аналогичное предложение Москва сделала Южной Европе (кстати, и в ходе итальянского визита тоже было заключено соглашение, в том числе о сотрудничестве «Газпрома» с местной нефтегазовой ENI). При этом неудачу в Германии российские власти, похоже, тщательно проанализировали – привезенное на юг предложение было выдержано в куда более мягкой форме, да и объект выбран очень удачно: с Италией мы вообще дружим крепко, а небогатым и не особо влиятельным Греции с Болгарией будет весьма сложно противиться российскому искушению. Да они, собственно, и не пытались – с чего бы? Трубопровод из России и та же Германия строит с величайшей охотой.


Для России это, однако, еще и важный выбор насчет поставок нефти – причем такой, какой уже нельзя будет отыграть назад. Диверсификация поставок постепенно становится реальностью: по завершении Северо-Европейского газопровода и Бургоса-Александруполиса российские трубы оплетут Европу уже с двух сторон – а это ослабляет возможности энергетического давления на ЕС: делать это мягко, отговариваясь какими-то неурядицами, будет уже нельзя, к тому же простаивающий трубопровод - это всегда убытки. Впрочем, нужно отметить, что по отношению к Евросоюзу этими методами Россия никогда и не пользовалась, стремясь, наоборот, не смешивать экономику с политикой и обеспечивать беспроблемную транспортировку газа и нефти в  западном направлении.


В этом смысле активизация проекта южной трубы – ход очень правильный. Практические шаги по диверсификации поставок – то единственное средство, которое способно восстановить доверие к России как к поставщику топлива, сильно ослабевшее после двух газовых войн. Проблема для Москвы теперь состоит только в одном – не запутаться в собственных планах. Стремление обеспечить надежные поставки должно понравиться Европе, но попытка России параллельно создать анклав своих сторонников на юге ЕС может испортить весь положительный эффект. Это не значит, что план нехорош – просто теперь важно не заиграться, иначе не выйдет ни дружбы с Афинами и Софией, ни исправления отношений с Брюсселем.


интерьер бильярдной комнаты
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.