GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Как заключаются многомиллиардные контракты
Автор: Алексей Ерёменко
Дата: 14.02.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/783624/
Как заключаются многомиллиардные контракты

Зачем Путин ездил в арабские страны

Владимир Путин завершил свое ближневосточное турне. Отчитав западные страны на мюнхенском форуме, он сразу же уехал с визитом в Саудовскую Аравию, Катар и Иорданию, где в подчеркнуто дружелюбном тоне общался с местными лидерами. Конкретных результатов от поездки, кажется, немного – во всяком случае, серьезных экономических и тем более политических соглашений не подписано, хотя Путин произвел небольшой фурор, заявив по итогам встреч в Катаре, что Россия не исключает возможности создания газового картеля по модели ОПЕК. С таким предложением уже выступал недавно иранский аятолла Али Хаменеи, но тогда российский МИД решительно отверг эту идею. Кроме того, король Иордании Абдалла II подарил России гектар земли на строительство храма возле места, где крестили Христа. Но несмотря на туманность целей и результатов, путинский визит все равно привлек к себе внимание СМИ и аналитиков – уже в силу того, что до сих пор отношения с арабскими странами не входили в число основных приоритетов России.



Возможные политические профиты от дружбы с Иорданией, Катаром и саудитами вроде бы вполне очевидны. С одним исламским крылом у нас уже налажены отношения – мы вроде как друзья с Тегераном. Однако кроме шиитов, на свете есть еще и сунниты (не говоря о ваххабитских Аравии и Катаре), и отношения между ними далеки от идеальных – не только потому, что в Ираке они друг с другом воюют, но и из-за возвышения шиитского Ирана, претендующего на статус региональной (как минимум) сверхдержавы. Завязав хорошие связи с государствами, которые посетил Путин, Россия оказалась бы в уникальном положении, получив возможность выступать как посредник между суннитами и шиитами.



Материальные интересы тоже понятны. Аравия – это ОПЕК, т.е. нефть, от цен на которую по-прежнему зависит благосостояние государства Российского. Стоимость барреля в начале года шла вниз, причем благодаря Эр-Рияду – это России, конечно, серьезно не навредило, но было тревожно. С Ираном же и Катаром мы образуем тройку крупнейших в мире экспортеров газа – так что если кому и создавать газовый картель, то именно нам. Впрочем, никто не запрещал делать экономические контакты многовекторными, и об этом Путин, похоже, тоже говорил с ближневосточными королями – не зря он вез с собой и банкиров, и транспортников, и людей из Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству.



Однако гладко получается только в теории. На деле перспективы того же газового картеля неясны – катарский шейх Хамад объяснял, что специфика рынков здесь совсем другая, контракты обычно долгосрочные, и возможность контролировать поставки совсем не та, что у ОПЕК. К тому же Россия, Иран и Катар друг другу скорее конкуренты, особенно в Европе. Что касается политического альянса, то с ним тоже миллион проблем. Во-первых, Россия влезает на территорию США, для которых Аравия – стратегический союзник еще со времен холодной войны. Во-вторых и в-главных, не очень понятно, с чем мы туда влезаем и что можем предложить арабским странам. Наш опыт сотрудничества с Ираном не особо успешен: в активе у нас только АЭС в Бушере и проданные Тегерану зенитно-ракетные комплексы, плюс мы защищаем Ахмадинеджада в Совбезе ООН, но исключительно в пику Вашингтону. Не факт, что с Эр-Риядом, Дохой и Амманом получится лучше, особенно учитывая, что им не нужны ни АЭС, ни защита в Совбезе.



Решение этих проблем требует многолетней и кропотливой работы. Путину же осталось править только год, и основную часть этого времени он будет занят проведением операции по передаче власти – причем очевидно, что она потребует всех его сил. На окучивание саудовских бизнесменов, короля Абдаллы (аравийского) и короля Абдаллы II (иорданского) не останется ни времени, ни возможностей – тем более что нам будут многообразно мешать США, защищающие свою сферу влияния. А к таким рискованным внешнеполитическими играм Путин не испытывал склонности даже в период своей наибольшей активности.



В итоге стройного сюжета о стратегическом повороте российской внешней политики никак не складывается. На самом деле, последние события – и мюнхенская речь Путина, и его ближневосточное турне – больше похожи на развитие игры с Западом. Европа с Америкой и так пребывали в ажитации после убийства Литвиненко, теперь же их вообще трясет мелкой дрожью – медиа прямо пишут о том, что «спичрайтеры Путина достались ему в наследство от Брежнева», и все ждут холодной войны. Однако на внутренней арене Кремль уже не раз разыгрывал такие двухходовки, искусственно нагнетая напряжение, чтобы потом самому же его сбить к вящему удовольствию общественности и наблюдателей – достаточно вспомнить сюжет с трубой около Байкала. Может быть, сейчас отрабатывается та же схема – в таком случае после всех поездок на Восток мы узнаем о каком-нибудь многомиллиардном контракте с Западом, триумфальное подписание которого и завершит путинское правление.



дизайн ванной
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.