GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Молодежь может быть кем угодно, только не молодежью
Автор: Пётр Мирошник
Дата: 16.04.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783616/
Молодежь может быть кем угодно, только не молодежью

Заботясь о демографии, надо спасать уже рожденных

Автор статьи - молодой человек, рок-музыкант и культуролог. - Globalrus. 

Я – молодежь. Я себя к ней отношу хотя бы потому, что хожу в те же места, и интересуют меня те же вещи, что интересуют пятнадцати- и двадцатилетних: секс, музыка, развлечения, спорт. Я являюсь потребителем всего этого, и по идее государство должно быть заинтересовано в том, чтобы я потреблял это с пользой для госбюджета и собственного здоровья.

Я слежу за своим здоровьем и для этого занимаюсь спортом. Но чтобы поиграть в футбол, нам с друзьями приходится арендовать школьный спортзал. Молодой человек, не имеющий определенной суммы денег, просто не в состоянии купить себе велосипед, коньки или сноуборд, но у него всегда найдутся 20 рублей на пиво или паленую водку, немного побольше, и можно купить героин – все равно дешевле и проще, чем велосипед. А если альтернативы героину и водке по 25 рублей за пол-литра просто нет?

Не так давно я был в городе, который считается чуть ли не третьей культурной столицей России. Это Екатеринбург. Мы приехали на гастроли.

В программе значилась экскурсия по городу. Город красивый, но сейчас мне вспомнить нечего, кроме того, что с нашими афишами, расклеенными по всему городу, соперничал только баянист-виртуоз с непроизносимой фамилией. Вот весь список культурного досуга столицы Урала. Другим фактом городских новостей стал съезд "Единой России", проходивший в тот же день. Признаками последнего были вычищенные улицы, толпы милиции и огромное количество рекламных площадей, посвященных благодарности свердловчан "за 5 лет служения людям".

Теперь о реалиях музыкальной жизни в, не побоюсь этого слова, одном из центров музыкальной культуры нашей страны. Зал, в котором нам предстояло выступать, оказался, по рассказам местных жителей, единственной площадкой для живых выступлений в таком большом городе. Дом 20 по улице Карла Либкнехта - бывший и нынешний кинотеатр. Почему бывший? Потому что зал уже очень много лет как лишился стульев и экрана, и это, надо сказать, полный список процедур апгрейда. Почему нынешний? Потому что балкон кинозала функционирует как кинозал. Отопление и вентиляция в здании не работали в принципе. Поэтому когда мы пришли на настройку, в фойе было около нуля, а в зале - чуть потеплее. На сцене суетились местные монстры звукоинсталяции. Суетились, естественно, еще час после назначенного времени начала настройки. Потом еще час, пока мы пытались настраиваться, они пытались разобраться, как же работает все то, что они поставили на сцену. Финалом оказался поход в гримерку, роль которой исполнил балкон-кинозал. Единственным признаком, позволяющим отнести это помещение к классу гримерок, было нахождение внутри музыкантов.

Со времени настройки прошло каких-то четыре часа, но место, куда мы приехали, было не узнать. Две тысячи молодых тел способны сделать то, на что не способна ни одна система отопления, и то, с чем не справится ни одна система вентиляции, будь она исправна. Температура в зале под 30 градусов, пол, потолок и стены покрыты липким конденсатом, состоящим из пота, табачного дыма и перегара. Молодежь счастлива. Туалет приходится брать штурмом. Естественно, воды и света в туалете нет. Когда я все-таки туда пробрался, передо мной предстала ужасающая мизансцена. В кабинку зашли две девушки (в мужском и женском туалете представителей обоих полов было поровну), из соседней кабинки появился молодой человек в настолько невменяемом от алкоголя состоянии, что появился он не через дверь, а над дверью. Следующим его движением было падение головой вниз в соседнюю кабинку на девушек. Я был готов уже оказывать медицинскую помощь - но этих людей ничего не берет. Потом мы узнали, что под утро с балкона в фойе свалилась девочка. Высота балкона метров шесть, упала она на ящики с бутылками в баре. Говорят, что ничего не сломала.

Через несколько часов после начала концерта половина публики была в абсолютно неадекватном состоянии. Кто-то спал, кто-то блевал, кто-то слушал музыку. Не просто находиться в здании из трёх помещений, одно из которых зал с температурой 30 градусов, запахом пота и толпой бесящихся подростков, другое - фойе с полом, скользким настолько, что и трезвые падают, и такой же толпой подростков в состоянии, когда они слушать музыку и прыгать уже не могут, а третье - маленький кинозал наверху, где по сравнению с первыми двумя тихо, но в отсутствии систем вентиляции собран весь дым. А еще в этом помещении больше 50 человек музыкантов. Одни в гимнастерках с надписью "стройбат" и колпаках деда мороза, другие в гриме, цепях и черных кожаных юбках. Последней каплей стала попытка найти раковину, чтобы помыть руки - вполне естественное желание для людей, собирающихся играть на музыкальных инструментах. Воды в здании тоже не было, а все раковины были до краев заполнены блевотиной.

Это натуралистическое описание не для красного словца. Страшно то, что это мероприятие было событием, настоящим праздником для молодежи, которая готова платить немалые деньги, по местным меркам, за вход и напитки в баре. Кроме таких концертов в городе просто ничего не происходит. И при всем желании это лучший из существующих вариантов, потому что альтернативой ему является героин или водка по 25 рублей.

Молодежная политика – это не работа со специфической группой перед очередными выборами с целью повышения явки на пару процентов – что в свою очередь может дать кому-то возможность в очередной раз преодолеть пятипроцентный барьер. Задача молодежной политики в том, чтобы сохранить потенциал воспроизводства населения, культуры, а значит, и государства. Спорт, развлечения, образование, возможность найти работу для сегодняшней молодежи – необходимые условия рождения следующего поколения. Такова основная цель внутренней политики любого государства – ведь ни одна экономика не способна функционировать без людей.

Демографический аспект стал сегодня модной темой речей – президент высказал идею «сбережения народа». Но об этом сбережении имеет смысл говорить, только если оно направленно в не меньшей степени, а возможно, и по преимуществу на будущие поколения, на тех, кто еще не родился. Подростковый травматизм, алкоголь, наркотики, снижение детородной функции из-за различных заболеваний у сегодняшних подростков тем временем могут перечеркнуть все возможные плоды от риторических усилий по «сбережению».

Молодежная политика всегда упирается в один вопрос: субъектом или объектом является молодежь? Парадокс в том, что в первом случае в списке интересов молодежи отсутствует политическая деятельность. Ведь когда инвалид, представитель этнического, религиозного или любого иного меньшинства осознает свои политические интересы, включается в политическую жизнь, он остается тем же инвалидом или, скажем, иммигрантом. Когда же это происходит с молодым человеком, он «взрослеет» и таким образом покидает свою группу, перестает быть субъектом молодежной политики. Чем умнее молодые лидеры, тем меньше они молодежные. Но и на объект политики молодежь тоже не похожа. Специально молодежью государство не озабочено. Во всяком случае, когда проходят выборы, ничто больше на это не указывает. 

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.