GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: На чужой стороне
Автор: Дмитрий Нерсесов
Дата: 13.02.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783611/
На чужой стороне

Поддержит ли Россия кавказских сепаратистов

В последние дни произошли крайне интересные события на Северном Кавказе и вокруг него.

Во-первых, президент Северной Осетии г-н Мамсуров обратился к населению республики с призывом воздержаться от поездок в Грузию. Обоснование – резкий рост антиосетинских настроений, намеренно нагнетаемых властями закавказской республики, организация провокаций против осетин. В качестве примера приведены обвинения, выдвинутые официальным Тбилиси некоему российскому гражданину - жителю Северной Осетии, который якобы сбыл в Грузии контрабандную партию обогащенного урана некоторое время назад.

На первый взгляд, данное заявление Мамсурова выглядит вполне логичным, ведь, в конце концов, осетины действительно находятся в конфликте с Грузией, хотя строго говоря, речь идет, прежде всего, об осетинах южных. А если учесть, что и отношения Грузии с Россией (частью которой является Северная Осетия) далеко не безоблачны, то предостережения Мамсурова абсолютно оправданы.

Но тут же возникает вопрос: а почему они были высказаны только сейчас? Как будто осетино-грузинский конфликт возник лишь вчера, а не 15 лет назад. Выходит, что до сих пор осетины (во всяком случае, северные) могли достаточно спокойно бывать в Грузии, жить там, вести дела. И никакие особые опасности их там не подстерегали. Странно…

Но давайте вспомним самое начало текущего года, когда на Транскаме были остановлены грузовики с грузинскими мандаринами. Их закупили в соседней республике именно североосетинские бизнесмены, которые ни малейшего внимания не обращали на существования конфликта их соплеменников (осетин) и их родины (России) с Грузией и были крайне обижены, обнаружив «внезапно» возникшую межгосударственную границу с таможней.

Тогда мы предположили, что восстановление границы преследовало цель остановить стихийный процесс фактического слияния Северной и Южной Осетии, который несет в себе мощную угрозу стабильности на Северном Кавказе и не позволяет Москве эффективно работать над формированием нужных ей отношений с Тбилиси.

Вот и нынешние призывы Мамсурова, как представляется, - в той же логике. Ибо попасть в Грузию из Северной Осетии можно только через Осетию Южную, следовательно, ограничение на поездки в Тбилиси означают ограничение на пересечение государственной границы, то есть – на поездки в Цхинвал. Тем самым делается еще один шаг на пути отделения «котлет от мух» - проблем, лежащих по эту стороны Кавказского хребта, от тех, что находятся за ним.

Без сомнения, подобная перспектива не улыбается югоосетинским лидерам, и они загодя предприняли ряд шагов, направленных на нейтрализацию действий Москвы. Так, президент РЮО Кокойты накануне собственных выборов посетил Кабардино-Балкарию и Карачаево-Черкессию, пропагандируя родство и единство «аланских народов» Кавказа, к коим он относит, помимо осетин, балкарцев и карачаевцев.

И, судя по всему, усилия Кокойты не пропали втуне. На днях – и это вторая существенная новость – парламент КБР обратился в Госдуму с призывом признать право народа РОЮ на самоопределение. Вполне можно ожидать подобного демарша и со стороны властей КЧР, а также – активизацию неофициальной агитации за интеграцию двух Осетий в самой РСО-А.

Представляется, что к этому следует отнестись максимально серьезно, поскольку возникновение данной темы во внутрироссийском контексте, тем более накануне выборов, может оказать весьма негативное, дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе. К примеру, усиленная «проаланская» агитация может заставить некоторых местных кандидатов включить в предвыборные программы тезис о признании независимости РЮО – тогда эта тема заживет собственной жизнью, пышно расцветая в условиях избирательной кампании. Либо – что еще более опасно – идеи «аланского трансграничного единства и братства» могут войти в конфликт с таким же «адыгским единством и братством», связывающим закавказских абхазов с российскими кабардинцами, черкесами, адыгами и иже с ними.

А о том, что подобные сценарии отнюдь не фантастичны, можно судить по третьей новости: по итогам переговоров по проблеме Косово с главой российского МИД Лавровым госсекретарь США Райс заявила, что Америка не рассматривает случай Косово как прецедент для… российских сепаратистских движений! Вот выдержки из статьи в «Вашингтон таймс»: «Соединенные Штаты заявили России, что поддержка Вашингтоном окончательной независимости Косово от Сербии не означает, что американцы приветствуют сепаратистские настроения в российских автономных регионах на Кавказе… "Я постоянно подчеркивала в разговорах с русскими, что Косово не является прецедентом, это крайне важно отметить", – сообщила Райс комиссии палаты представителей по иностранным делам. Она имела в виду опасения Москвы, что независимость Косово может вдохновить сепаратистов в таких российских регионах, как Чечня и Северная Осетия».

Согласитесь, что это – совершено новый (для российской публики), можно сказать, оглушительный поворот темы. Оказывается, вопрос не в том, станет ли Косово прецедентом для Южной Осетии и Абхазии (как об этом говорят в Москве), а станет ли оно прецедентом для Чечни и Северной Осетии!

Что это – свидетельство незнания г-жой Райс географии, кавказских реалий? Нет. Может быть, глава вашингтонской дипломатии не в курсе того, что с сепаратизмом на Северном Кавказе покончено? И что уж кто-кто, а Северная Осетия считается чуть ли не наиболее лояльной Москве республикой в регионе? Может, американцы от безысходности принялись видеть не то, что есть на самом деле, а то, что им хотелось бы увидеть?

Вряд ли. Если бы это было так, Москва должна была бы тут же выступить с соответствующим заявлением: дескать, никакие сепаратистские угрозы на Северном Кавказе не существуют, и слова г-жи Райс – глупость. Но такого заявления не последовало. Значит, к словам Райс следует относиться серьезно.

Ибо их смысл сводится к следующему: если Россия не поддержит Запад в Косове и будет настаивать на том, что данный случай – прецедент, то Запад окажет поддержку сепаратистам в Чечне и Северной Осетии. А это уже не шутки. Это – прямая угроза. Причем, заметьте, вопрос о Южной Осетии и Абхазии даже не возникает.

Может ли Россия отмахнуться от этого предупреждения, тем более – напоминаю – накануне выборов? Нет. Спокойствие на Северном Кавказе – неприкосновенно. Отсюда выводы: Москва не станет биться за Косово, не станет демонстративно настаивать на его прецедентности, хотя наверняка постарается сохранить за собой право вернуться к этому вопросу через некоторое время. Кроме того, Москва продолжит идти по пути полномасштабного признания территориальной целостности Грузии, стремясь выторговать за это максимум уступок на других направлениях.

Но самое главное – это то, что Москве необходимо, наконец, вплотную заняться решением проблем Северного Кавказа во всей их полноте. Олимпиада в Сочи, казино на Азовском море, горнолыжные курорты и даже картинно восстановленные улицы Грозного – это все полная ерунда. Северный Кавказ по-прежнему остается демографической и социально-политической бомбой, которую необходимо разрядить, направив на это максимум интеллектуальных, организационных и финансово-экономических ресурсов.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.