GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Лукашенко двинулся в Европу
Автор: Сергей Шишкарев
Дата: 09.02.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783608/
Лукашенко двинулся в Европу

Белоруссия пытается выгодно продать отказ от союза с Россией

Автор - заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. - Редакция

Интервью белорусского президента агентству Рейтер еще раз подтверждает уже ставший очевидным факт  несоответствия проекта союзного государства подлинным национальным интересам России и Белоруссии. Белорусский президент заявил, что взаимоотношения союзнических государств должны быть выше любых «бухгалтерских формул», и тут же представил довольно солидный счет, который он собирается выставить России. В переводе на общегражданский язык это означает, что проект союзного государства если не прекращен, то надолго отложен.

Глава Белоруссии дал ясно понять, что независимо от того, продолжит ли деятельность П.П. Бородин со своим аппаратом, белорусская сторона будет строить свои отношения с Россией не как союзник, а «по-деловому». Во всяком случае, до тех пор, пока Россия не отменит решения, вызвавшие гнев белорусского руководства – не отменит экспортную пошлину на нефть и не снизит цены на поставляемый в Белоруссию газ до внутрироссийского уровня. Если этого не произойдет, Лукашенко намерен увеличить плату за транзит российских грузов, перевести на финансовые рельсы военное сотрудничество (это означает, что России предлагается оплачивать содержание ПВО Белоруссии) и взимать аренду за размещение объектов российской ПРО. Но даже если России и Белоруссии удастся прийти к компромиссу и не допустить нового витка противостояния, сам факт публичного раскаяния белорусского президента в том, что его политика была слишком пророссийской, говорит о том, что перспективы строительства союзного государства больше не прельщают Александра Григорьевича. Оно нравилось ему в качестве абстрактной идеи, позволявшей легитимировать свою власть, выступая в качестве защитника российско-белорусского единства от западной экспансии. Экономическая интеграция перестала нравиться А.Г. Лукашенко, как только стала выходить за рамки поставок дешевых энергоносителей и принимать конкретные очертания. Концепция союзного государства долгое время использовалась Лукашенко в качестве важной идеологической опоры собственной власти (полученные им экономические выгоды – вопрос особый). Теперь же возникла угроза, что придется отказываться от собственных властных полномочий (по крайней мере, в экономической сфере) во имя реального объединения экономических систем (за которым неизбежно должна была последовать политическая интеграция). В таком качестве союз с Россией не представляет для белорусского руководства ни малейшего интереса.         

Для Лукашенко идея экономической и политической интеграции сводится к получению дешевых энергоносителей из России и возможности сбывать российскую продукцию на российском рынке при полном сохранении единоличного контроля над белорусскими экономическими активами и политическим пространством. Россия в свою очередь видит основу союза во взаимном переплетении и взаимодействии экономических структур, действующих в условиях рынка. Поэтому для белорусского президента идея союзного государства сохраняла свою ценность только до тех пор, пока Россия была готова оплачивать видимость союза дешевым газом и отказом от экспортной пошлины на нефть. Первая попытка не то, что перейти к рыночным отношениям, но хотя бы уменьшить потери, которые несут российские экономические структуры, вызвала гнев белорусской стороны и резкое изменение внешнеполитического вектора Белоруссии. Как выяснилось из интервью агентству Рейтер, президент Лукашенко уже считает прежний курс на интеграцию с Россией ошибочным. Теперь, судя по всему, Александр Григорьевич пытается получить у ЕС экономические и политические дивиденды за отказ от идеи союзного государства.

Александру Лукашенко от ЕС нужны политическая и медийная поддержка в случае развития противостояния с Россией, рынок для сбыта белорусских товаров (это позволит более агрессивно разговаривать с российским руководством) и подтверждение легитимности его власти. Последний пункт наиболее важен для белорусского президента. Почти все время его правления легитимность его власти опиралась на образ союзного государства с Россией. Во имя осуществления этой идеи от белорусских граждан требовалось мириться со сворачиванием демократических институтов, со стремлением власти жестко контролировать все виды общественной активности и даже с политическими репрессиями. Стремление к интеграции с Россией всегда было столь сильно в белорусском обществе, что оно готово было терпеть политическую систему, созданную Лукашенко, как должную обеспечить российско-белорусское объединение. Теперь, когда стало очевидно, что создание союзного государства откладывается на неопределенный срок, белорусская политическая оппозиция, казалось бы, получила шанс изменить ситуацию в свою пользу. Но белорусская оппозиция неожиданно предпочла поддержать Александра Лукашенко, которого еще недавно обвиняла в диктаторских замашках и в репрессиях против своих оппонентов. Объясняется это чрезвычайно просто. Выступив против союза с Россией и выразив стремление опереться на поддержку Европы, Лукашенко мгновенно превратился из политического противника в стратегического единомышленника.

Накануне интервью Лукашенко агентству Рейтер с белорусским президентом встретился лидер оппозиции Александр Милинкевич. До этого он успел в своем открытом письме к главе государства предложить ему поддержку в борьбе за «сохранение независимости Беларуси». Никаких значимых шагов по изменению природы  существующего в Белоруссии режима Александр Милинкевич не требует. Он готов  удовлетвориться освобождением наиболее известных деятелей оппозиции и официальным празднованием  25 марта - Дня провозглашения Белорусской Народной Республики. Очевидно, что Александру Лукашенко выполнить просьбы лидера белорусской оппозиции будет не только не сложно, но даже чрезвычайно полезно. Это позволит ему еще раз продемонстрировать свою готовность к переговорам руководству ЕС. Очевидно, что все надежды белорусского президента сводятся к тому, что европейская бюрократия вслед за белорусской оппозицией решит, что «свой сукин сын» лучше, чем избранный демократическим путем глава государства, который может решиться на реальную экономическую интеграцию с Россией.             

Вряд ли новая внешняя политика белорусского президента принесет сколько-нибудь значимые результаты. Но хорошо, что проект создания союзного государства на некоторое время отложен. И когда он снова возникнет, Россия сможет детально обсудить принципиальные подходы, исходя из понятных теперь затрат и рисков.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.