GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: В Давосе был заявлен новый курс России
Автор: Сергей Шишкарев
Дата: 29.01.2007
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783562/
В Давосе был заявлен новый курс России

Сильная демократия - сильное государство

Автор - заместитель председателя комитета Госдумы по энергетике, транспорту и связи. - Редакция

В российских СМИ в комментариях, посвященных пребыванию Дмитрия Медведева в Давосе, подчеркивается, что он сумел расположить к себе представителей мировой элиты. Это, безусловно, важно. Россия стремится занять ведущее место в мировой экономической и политической системе. Поэтому недопустимо, чтобы объективно возникающие противоречия и обостряющееся соперничество усиливались личными конфликтами между представителями российского руководства и лидерами других стран.

Но более существенным представляется то, что в Давосе был успешно заявлен новый вектор государственного развития России. Собравшихся на Форуме представителей мировой элиты удалось убедить, что российский курс поможет повысить международную безопасность, в том числе энергетическую. В своем выступлении Дмитрий Медведев определил три важнейших составляющих новой концепции национального развития (новизна которой заключается в развитии важнейших положений нынешнего курса в новых условиях). Развитие демократических институтов, диверсификация экономики, прагматизм во внешнеполитических и внешнеэкономических отношениях. Сама возможность поставить перед страной такие цели означает, что в последние годы удалось значительно улучшить внутреннюю обстановку в стране и укрепить её международные позиции.

На первый взгляд, может показаться, что концепция, предложенная Дмитрием Медведевым, противоречит идеологии «суверенной демократии», в поддержку которой высказывались многие представители нашей политической элиты. В одном из своих интервью Дмитрий Медведев высказывался за развитие демократии «без всяких определений». Эта же мысль прозвучала в его выступлении в Давосе.  

Но следует учитывать, что идея «суверенной демократии» относится, прежде всего, к внешнеполитической сфере. Дмитрий Медведев говорил о концепции национального развития, направленной на улучшение институтов самого российского общества и повышения его качества жизни. Базовые принципы, на которых основывается идеология «суверенной демократии», заключаются в самостоятельном выборе внешнеполитического курса, в предотвращении внешнего вмешательства во внутриполитический процесс и в стремлении установить систему международных отношений, основанную на праве, а не на господстве наиболее могущественных держав, не желающих считаться ни с чем, кроме собственных интересов. Очевидно, что данные принципы и концепция, предложенная Дмитрием Медведевым, дополняют друг друга.       

Концепция национального развития, представленная в Давосе, ориентирована на совершенствование демократических институтов и системы экономических отношений. Сам факт её выдвижения свидетельствует, что нашей стране удалось преодолеть угрозы для независимости (прежде всего, экономической) и демократических институтов, постоянно усиливавшиеся на протяжении 90-х. Российское общество (в том числе его элитные группы) теряло способность сопротивляться воздействию извне. Корпорации стремились установить контроль над органами государственной власти, политическим и медийным пространством. В стране отсутствовали механизмы, позволявшие обеспечивать согласование интересов между различными группировками элиты, а также между элитой и обществом в целом.

Сейчас ситуация принципиально иная, что потребовало определить новые принципы и задачи национального развития. В обществе появились крупные партии, объединенные общей идеологией. Уже невозможно восстановление прежней политической системы, в которой под именем партий действовали группировки, возникшие благодаря совпадению текущих интересов или наличию общего лоббистского проекта. Начиная с выборов 1993 года, избирательные бюллетени были переполнены названиями крупных и мелких блоков, отстаивавших интересы определенных групп элиты, к конкуренции между которыми и сводилась действительности предвыборная борьба. Сперва основными соперниками были «красные директора» (их интересы представляли КПРФ, ПРЕСС, «Гражданский Союз», «Союз труда») и финансовые корпорации (ДВР, «Реформы – новый курс»). Затем в игру вступили сырьевые и промышленные компании, связанные с властью («НДР», «Выбор России», КРО). Но особенно опасные формы межэлитное противостояние, проходившее под видом избирательной борьбы, приняло после с появлением объединения, представлявшего интересы крупнейших регионов, стремившихся перераспределить в свою пользу общенациональные финансовые потоки («Отечество»). В 1999 году удалось сохранить единство страны и создать условия для изменения правил политической жизни. Соединение «Единства» и «Отечества» заложило основы для образования политических структур на основе общих идеологических принципов. Те же корпорации, которые желали и дальше покупать партии для реализации собственных лоббистских проектов (как это пытался сделать «ЮКОС»), были выдавлены не только из политического процесса.

Благодаря переменам в политической системе, в распоряжении общества появился реальный механизм защиты своих прав и представления своих потребностей. В новых условиях развитие демократических институтов становится единственной гарантией эффективности возникшей политической системы. В противном случае она может выродиться в соревнование бюрократических кланов, никак не связанное с решением проблем, стоящих перед обществом и государством.

Всерьез говорить о диверсификации экономики стало возможным только после того, как крупные корпорации утратили контроль над политическими институтами. Еще несколько лет назад решение о поддержке передовых отраслей промышленности либо было бы использовано в собственных интересах ведущими корпорациями, либо вызвало бы острый политический кризис из-за их неспособности договориться о наиболее перспективных направлениях развития. Сегодня существуют гарантии того, что экономическое развитие будет осуществляться в интересах общества. Благодаря этому появилась возможность осуществить приватизацию государственных компаний (если это покажется экономически выгодным). Новые собственники теперь не смогут перевести свое экономическое влияние в политическое, если у них возникнет подобное желание.

Проведение диверсификации экономики предполагает строительство внешнеэкономических отношений, основанных на взаимной выгоде, а не на необходимости решать внутриполитические задачи. Слабость государственной власти заставляла её демонстрировать собственную влиятельность и силу, выдвигая лозунги восстановления союзного государства, всеми средствами поддерживая интеграцию на постсоветском пространстве. В тот период, когда существовали угрозы для национального суверенитета, за лояльность внешнеполитических партнеров приходилось расплачиваться экономическими потерями. Сегодня такой необходимости больше нет.

В концепции, выдвинутой Дмитрием Медведевым, открытость страны миру сочетается с прагматизмом и готовностью к конкуренции. Россия стала сильнее, и теперь она стремится решать задачи, стоящие перед ведущими государствами мира. В Давосе Дмитрий Медведев сумел доказать реалистичность и обоснованность нового понимания нашей страной своего места в мировой политической и экономической системе. Это значит, что при реализации национальной стратегии Россия сможет рассчитывать на понимание и сотрудничество.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.