GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: Референдум в Крыму по НАТО как способ продавить бюджет
Автор: Михаил Пироговский
Дата: 18.12.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/783435/
Референдум в Крыму по НАТО как способ продавить бюджет

Политический кризис на Украине

В Крыму провели неофициальный референдум по НАТО. Референдум собрал немногим меньше людей, чем последние выборы в Верховную Раду, и дал абсолютно ожидаемый результат. Из 897 тысяч человек, пришедших голосовать (это 58,2% от числа крымских избирателей), против вступления Украины в НАТО оказалось 98,7%, за – 1,08% (в абсолютных цифрах это меньше 2 тысяч человек). Организовано мероприятие было Общественным советом по защите конституционных прав Автономной Республики Крым, который прокомментировал результаты, используя термины «твердое "нет" политике Ющенко», «полное единодушие жителей», «агрессивный военно-политический блок» и «истинный бастион славянского патриотизма».


Даже если отвлечься от чугунной риторики и  совсем не чугунной, а очень хрупкой легитимности крымского мероприятия, необходимости в референдуме не было никакой. Хорошо известно, что даже если бы такое голосование проводилось по Украине в целом, сторонники вступления в НАТО его б торжественно проиграли. Доказывать, что Крым на этот счет уж совсем полностью единодушен, бессмысленно – к кому там мечтают присоединиться, всем и так хорошо известно, и это совсем не НАТО. Однако психологически для оранжевых, а особенно для президента, «твердое "нет" политике Ющенко» должно быть неприятно – в чем, по-видимому, и состоял смысл крымского шоу.


Еще осенью казалось, что на Украине вполне возможна «большая коалиция», в которой Ющенко и Янукович будут дружить против Тимошенко. Для страны это был бы самый продуктивный вариант, но, к сожалению, он накрылся медным тазом. Вместо того, чтобы сотрудничать, Ющенко и Янукович с возрастающим азартом тянут одеяло каждый на себя и выясняют, кто же в доме хозяин – премьер или президент. «Бело-голубые» самоутверждаются, снимая ющенковских министров – Луценко, Тарасюка, сейчас на очереди, по-видимому, и Гриценко. Ющенко тем временем сговаривается с Тимошенкой, рассчитывая отменить конституционную реформу (ту самую, которая и передала львиную долю полномочий от президента премьеру). Пламенной Юле это выгодно, поскольку она отчетливо видит себя следующим президентом. Правда, с отменой реформы у оранжевых пока есть серьезные проблемы, поскольку совсем без Рады в этом вопросе обойтись невозможно, а Рада поддержит такую идею с той же охотой, что и аннексию со стороны, например, Зимбабве.


В результате основным предметом спора стала экономика – бюджет-2007, на который Ющенко наложил вето. Кабинет Януковича, в частности, предлагал снизить с 15 до 5% ставку налога на дивиденды акционеров - физических лиц, освободить от налогов ввоз культурных ценностей для личного пользования и создать свободные экономические зоны (СЭЗ). Ющенко все эти инициативы категорически не одобрил, зато взамен предложил серьезно увеличить минимальную зарплату и прочие пособия и льготы.


Роли здесь распределились совершенно поразительно. Пророссийское (вроде как) правительство Януковича выступает в духе Гайдара (пусть и не столь осмысленно радикально), а прозападный Ющенко жестко блокирует все либеральные инициативы, предлагая взамен социалистический популизм. Повышение МРОТ и других социальных выплат, на которых он настаивает, пробьет в бюджете дыру в 10 млрд гривен, а затыкать ее катастрофически нечем. Зато электорату это понравится куда больше, чем налоговые льготы для бизнеса. А экономический смысл он все равно не улавливает.


То же снижение налога на акционерские дивиденды дало бы в казну деньги, необходимые хоть для частичного покрытия социальных нужд. При нынешних 15% налога акционеры просто не выделят собственные доходы из доходов предприятия – реальный контроль за этими деньгами все равно у них. Однако 5% за право переложить деньги в личный кошелек они заплатить могли бы. Правительство Януковича осознало простую экономическую истину – чтобы собирать больше налогов, надо понижать, а не повышать ставки. Более того, деньги, которые страна хочет потратить на увеличение пенсий, МРОТ и прожиточного минимума, Украина может получить только от своей промышленности – отсюда и СЭЗы. Критики указывают, что зоны распределяются неравномерно, с перекосом в сторону востока страны, но видеть в этом лоббизм смешно – кто ж виноват, что именно там расположено две трети всей украинской промышленности.


Либерализмом в экономике, однако, народ не купишь. Конфликт между бело-голубыми и оранжевыми – в первую очередь политический, и поэтому главную роль сейчас играют рейтинги. Чтобы они росли, нужны популистские жесты. Здесь в последнее время царил Ющенко, который завоевывал симпатии электората, пока Янукович планировал непопулярный бюджет. По всей видимости, нынешний референдум в Крыму – ответ президенту от премьерской фракции: бело-голубые решили напомнить конкурентам, что у них с публичной поддержкой тоже проблем нет. Поможет ли это Украине встретить Новый год с новым бюджетом, будет ясно в ближайшие дни – у представителей Ющенко и Януковича как раз запланированы очередные консультации.


садово ландшафтный дизайн
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2020.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.