Все страньше и страньше
Егор Гайдар чуть не умер в Ирландии
Егор Гайдар в больнице с пока не установленным диагнозом. На конференции в Дублине 24 ноября его неожиданно начало рвать кровью, он был спешно помещен в реанимацию, где провел несколько часов. Сейчас ему стало лучше настолько, что он смог вернуться в Россию, однако только для того, чтобы лечь в одну из московских клиник. О его состоянии медики сообщают только, что оно «стабильное и заметно улучшающееся» - это, слава Богу, сейчас главное. Однако о том, что же с ним могло произойти, нет даже догадок – если у российских или ирландских медиков имеются какие-то подозрения, они их вслух не высказывают. Только пресс-секретарь Гайдара Валерий Натаров призвал не делать из этой истории «еще одну псевдосенсацию с радиоактивными изотопами».
Об изотопах речи, может, и не идет. Однако дело явно не в чем-то банальном, вроде язвы, инфаркта или несварения желудка. Даже Натаров был вынужден признать, что версия отравления имеет место. Более подробно высказался Анатолий Чубайс, который тоже прокомментировал инцидент со своим коллегой: «Егор Гайдар 24 ноября был на волоске между жизнью и смертью. Могло ли это быть просто каким-то естественным заболеванием? Судя по тому, что говорят наиболее профессиональные врачи, знающие ситуацию не понаслышке, – нет». В версию о покушении российских спецслужб он не верит: «В этом случае Москва была бы гораздо более простым и удобным местом, чем Дублин». Зато, как заявил Чубайс, «то, что чудом не завершившаяся смертельная конструкция Политковская – Литвиненко – Гайдар была бы крайне привлекательна для сторонников неконституционных силовых вариантов смены власти в России, для меня бесспорно».
Версии Чубайс перечислил верно: Березовский или «партия третьего срока». «Третьесрочниками» называвют кремлевскую и околокремлевскую фракцию в силовых структурах, стремящуюся рассорить Путина с Западом, что каким-то образом должно вынудить его остаться на посту президента. Доказать какую-то одну из версий сегодня крайне трудно, на данный момент можно только собирать разрозненные фрагменты данных и смотреть, на что они указывают.
Прежде всего, надо признать, что о случайностях говорить затруднительно. Российская политика (в широком смысле слова) долгое время была тихим стоячим болотом, и вдруг за два месяца происходят две смерти и одно очень странное отравление, которое тоже закончилось реанимацией. Причем все пострадавшие – люди демократических убеждений, хорошо известные на Западе. Российские политические и общественные деятели – компания весьма разнородная, и поэтому такая кучность настораживает: это не убийство Козлова и не авария Керимова. Интересно было бы подсчитать статистическую вероятность такого совпадения, но вряд ли она оказалась бы очень большой.
Покушение на Гайдара – если признавать его таковым – обессмысливает версию о заговоре ФСБ. Она и в случаях с Политковской и Литвиненко не отличалась убедительностью, поскольку оба они серьезной опасности для Кремля не представляли. Однако они, по крайней мере, позиционировали себя как оппоненты нынешнего режима, Егор Гайдар же в разряд антипутинцев не попадает никак, зачем бы ФСБ его убирать - непонятно.
Остаются третьесрочники и Березовский. Из двух версий та, что связана с Борис Абрамычем, лучше объясняет обстоятельства двух последних инцидентов. Российским заговорщикам, как правильно сказал Чубайс, было бы куда проще достать Гайдара дома, резонанс на Западе от этого бы не уменьшился. Вдобавок все более сомнительной оказывается мысль о том, что Литвиненко отравили, подкинув полоний ему в пищу. Согласно последним комментариям экспертов, такая операция просто невозможна, а тем более нереально, чтобы он после отравления оставил радиоактивные следы по всему городу. Марио Скарамелла вдобавок указал, что еще в ФСБ Литвиненко занимался контрабандой ядерных материалов из России.
Из этого, по идее, может следовать только, что Литвиненко был причастен к какому-то проекту с полонием-210, проводившемуся в Британии. Там он и должен был в какой-то момент подставиться под облучение (а может, его подставили). Можно предположить, конечно, что проект организовали все те же ФСБшники, которые ухитрились заманить Литвиненко в зону поражения, но это уж совсем фантастично. Если не умножать сущностей сверх необходимого, остается подозревать опять-таки Березовского, впрочем, Скотланд-Ярд уже занимается расследованием. Мы же должны порадоваться, что цепь инцидентов нарушена – Гайдар вроде бы идет на поправку, – и понадеяться, что на этом странные происшествия закончатся.
квартира студия
|