GlobalRus.ru
Раздел: Комментарии
Имя документа: В поисках ксенофобов
Автор: Алексей Ерёменко
Дата: 14.11.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/comments/783314/
В поисках ксенофобов

Закрыто дело об убийстве вьетнамского студента

Убийц вьетнамского студента Ву Ань Туана так и не нашли. Вчера это официально подтвердил петербургский суд, закрывший дело о смерти учащегося из Вьетнама. Присяжные вынесли свой вердикт еще месяц назад, постановив, что прокуратуре не удалось доказать причастность 17-ти обвиняемых к смерти Ву Ань Туана, который погиб в октябре 2004 года от потери крови, вызванной тридцатью с лишним ножевыми ранениями.


У подсудимых, впрочем, нашлись и другие грехи. По итоговому вердикту, одного из них признали виновным в избиении гражданина Ганы Джеки Адеми – это суд оценил в 3,5 года колонии общего режима. Двое виноваты в разжигании межнациональной розни – это 2 и 2,5 года колонии-поселения. Больше никто реальных сроков не получил, еще ряд дел закончился мягкими наказаниями, причем фраза о «межнациональной розни» была убрана из приговора. Среди обвиняемых была также одна девушка, ее признали виновной и приговорили к году колонии-поселения, но она автоматически попала под амнистию. Дело вернули в прокуратуру на повторное расследование.


Как объяснить такой приговор, до конца не ясно. С одной стороны, вовсю звучат привычные уже мантры насчет некомпетентности российских присяжных, которые судят не по закону, а по симпатиям, а симпатии, в свою очередь, испытывают к тем, кто мочит чурок. С другой стороны, грешить на присяжных было необязательно: следственная бригада нахалтурила просто капитально. Показательный момент – зимой в ходе работы следователи и даже прокурор Петербурга Сергей Зайцев рассуждали о причастности к делу группировки «Белая энергия». Потом эти рассуждения как-то замяли, поскольку, судя по всему, прияли за мифическую банду «Белая энергия» слоган «White Power», международный лозунг скинхедов-расистов (бывают и скинхеды-космополиты, но речь не о них). Такая "группировка" к делу, конечно, могла быть причастна, но только подозреваемых выходили тысячи, если не десятки тысяч.


Круг кандидатов на причастность к убийству сузили, однако сделано это было самым кондовым методом – давлением на подозреваемых с помощью угроз и зуботычин. «Фонтанка.Ру» со ссылкой на обвиняемых приводит подробное и сочное описание того, как работало следствие. В любом случае, единственный свидетель от показаний отказался, и прокурору пришлось просить снять обвинение девяти подсудимым. Остальных требовали наказать по полной, обвинение настаивало на сроках до 7,5 лет, но это были уже кулаки после проигранной драки.


Для нормального гражданина, в общем, нет никакой разницы, почему дело провалилось. Возможно, одни расисты покрывают других, рассуждая, что разве же можно наказывать хорошего русского парня (а тем более хорошую русскую девку) за убийство узкоглазого. Возможно, парней подставили следователи, которые владеют только искусством выбивать показания, а настоящей работе просто не обучены. В любом случае это позор и для властей, и для общества: в одной из двух столиц России прямо на улице зарезали человека, просто потому что он не такой, как все – и никто ничего не может с этим поделать. Для Питера это, увы, уже привычная история, Хуршеду Султонову там тоже никто не убивал. Нынешний вердикт, однако, имеет шансы стать как концом той эпохи, так и шагом в дурную бесконечность.


Кривить душой не стоит: какое-то время назад власть флиртовала с национализмом. Речь шла уже не о простом патриотизме, который является естественным атрибутом любого госруководства – в определенный момент создалось впечатление, что Кремль как минимум одобряет переход той тонкой грани, которая отделяет заботу о своих от преследования инородцев. Эти эманации тут же были уловлены и добровольными ревнителями дела народного, и товарищами на местах, которые стали смотреть сквозь пальцы на шалости молодых великороссов. Собственно, именно этим негласным дозволением сверху и объясняли до сих пор вялость и либеральность наших правоохранителей в вопросах ксенофобии. Стремление защищать справедливость у них не настолько сильно, чтобы заставить их пойти против воли начальства, да и ничто человеческое им не чуждо, в том числе и шовинизм – были бы для него подходящие условия.


Собственную ошибку в Кремле осознали еще год назад. Известна даже точная дата – 4 ноября 2005 года, первый «Русский марш». С тех пор, конечно, случаются еще рецидивы, вроде двусмысленно прозвучавшего призыва защищать права «коренного населения» на рынках, но по большому счету, власти осознали, что рискуют разбудить «Черную сотню». А после Кондопоги начали и бороться с этой тенденцией – нешумно, но активно.


Провал «Русского марша-2» внушал оптимизм. Выйти в политический мейнстрим националистам так и не удалось, Поткин, Курьянович и компания остались кучкой маргиналов наподобие НБП в 90-е годы. Однако дело вьетнамского студента еще раз напомнило, что все эти вожди и вождишки – только настройка, а реальная проблема заключается в аморфной, подсознательной ксенофобии, которая потихоньку пропитывает российское общество, начиная с тех самых подъездных гопников. Она распространяется себе вверх и вниз по социальной лестнице, ей уже и все возрасты покорны – поскольку сопротивления она толком не встречает.


Суд по делу Ву Ань Туана напомнил, что пока дело в этой сфере обстоит просто из рук вон плохо. Бездарные обвинения только усугубляются действиями судей, которые до последнего избегают формулировки «межнациональная рознь», признавая ксенофобией только то, что делается лысыми парнями в бомберах, славословящих арийскую расу. Парни в бомберах все давно стоят на учете в милиции, и главная проблема совсем не в них. Хочется надеяться, что хотя бы теперь это осознают все, кому положено, и беспомощных процессов вроде дела Ву Ань Туана Россия больше не увидит.


дизайн спальней
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2023.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.