GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Без участия масс
Автор: Егор Просвирнин
Дата: 13.11.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783311/
Без участия масс

Киргизские политики написали эпитафию оранжевым революциям

Век оранжевых революций прошел. Пьянящее, чарующее время народных масс, превращавших площади в бурлящие революционные муравейники, ушло. Ушло после расстрелянного Андижана. После вмиг утихших русских оранжистов, совсем недавно строивших планы мирового господства. После Азербайджана, где «народная революция» тоскливо сдулась, как забытый воздушный шарик. После кадров с мордатым Януковичем, глумливо и абсолютно законно попиравшим вчерашних народных кумиров. Никто уже не вспомнит, что такое «Свободу не спинити» или какой цветок был в руках у Мишико Саакашвили, когда тот входил в осажденное здание грузинского парламента.

Но некоторые люди ничему не учатся. Киргизы, легко скинувшие власть Аскара Акаева, засверкавшего пятками при первом же окрике толпы, решили повторить трюк со своим, революционно-демократичным Бакиевым. Киргизская оппозиция решила, что стоит снова, как год назад, вывести на улицы возмущенные массы, как Бакиев побежит упаковывать чемоданы нервически трясущимися руками, а Киргизия получит статус «родины президентов-беженцев». Ошиблись.

Формально оппозиция права – Бакиев обещал изменить Конституцию страны и должен выполнить свое обещание, как выполнил свое слово украинский Ющенко. Почему бы в новой конституционной редакции не урезать полномочия президента в пользу парламента, превратив страну фактически в парламентскую республику? Чем Киргизия хуже Украины? Не тем же, в самом деле, что оппозиционеры не имеют конституционного большинства в парламенте, но помнят, что «демократия – это власть демократов» и действуют исключительно по старому доброму принципу «если нельзя, но очень хочется, то можно»? Если нельзя продавить свой проект Конституции, но очень хочется, то можно собрать своих парламентариев и объявить их Учредительным Собранием, которое вправе творить любой произвол при живом президенте, при живом правительстве, при живых провластных парламентариях. В дооранжевую эпоху, впрочем, такая «демократия» называлась «разбоем средь белого дня».

Конечно, тут можно возразить, что, дескать, оппозиция – это глас народа, а Бакиев – коррумпированный тиран, этот самый народ третирующий. Но нынешний президент Киргизии сам пришел к власти на волне массовых протестов и вряд ли успел за год превратиться в диктатора. Еще одна пикантность состоит в том, что за лидерами оппозиции некоторые эксперты склонны усматривать тень изгнанного Аскара Акаева, решившего отомстить обидчикам их же методами. Наконец, поддержка оппозиционеров среди простого населения не столь единодушна, как год назад.

Тем не менее, движение «За Реформы!» все-таки осмелилось вывести толпы на центральную площадь страны. Где эти самые толпы, безуспешно помитинговав некоторое время, были драматически разогнаны милицией и всяческими вспомогательными войсками. В ходе разгона митинга пострадало до пятнадцати человек (источники в цифрах разнятся), один из которых впоследствии умер. Произошло ли это оттого, что несчастного ранили осколки светошумовой гранаты (официальная версия), или же потому, что его пытались застрелить (версия оппозиционная), совершенно неважно – главное, что пролилась кровь. Зареформисты, поняв, что Бакиев не Ющенко, а Киргизия – не Украина, призвали своих сторонников прекратить акции протеста и пошли на компромисс, заодно стерпев массовые чистки сочувствующих из госаппарата. Тем не менее, ставить крест на полуреволюции рано – уже после митингов сотрудники гостелеканала выразили свою полную поддержку оппозиции, сами же недооранжисты грозятся в случае чего повторить выступления. «Случай чего» вполне может наступить – несмотря на достигнутые договоренности по новой Конституции (решено символическим образом урезать президентские полномочия), Бакиев всячески затягивает дело, видимо, стремясь укротить оппозиционной дух бюрократической волокитой – вежливо, но твердо отодвинув от принятия решений революционные массы.

Случатся новые выступления или нет – совершенно неважно. Киргизский президент доказал, что полностью контролирует ситуацию и готов отстаивать свои полномочия, без всякой стыдливости применяя силовые методы. Единственное, на что могут согласиться зареформисты – это компромиссный вариант конституции и звание авторов эпитафии веку оранжевых революций.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.