GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Марат Гельман: Не обязательно быть юрлицом, чтобы влиять на выборы
Дата: 03.11.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783280/
Марат Гельман: Не обязательно быть юрлицом, чтобы влиять на выборы

Ответы на вопросы редактора Globalrus Александра Тимофеевского

Как ты считаешь, нападение на галерею Гельмана было направлено в первую очередь против тебя или против грузинского художника Джикия? Есть ли какие-то конкретные предположения насчет того, кто именно мог осуществить погром?

Почти наверняка уверен, что Джикия это предлог. То есть, нападавшие очень хотели, чтоб подумали, что это разгром грузинского художника. С одной стороны, рассчитывая на безнаказанность (типа, милиция тоже участвует в антигрузинской компании и вряд ли будет стараться их найти), с другой - чтобы получить симпатии тех, кто настроен антигрузински.

В своем ЖЖ ты, помнится, писал, что атаку могли провести националисты, которых спровоцировала история с задержанием на таможне картин, купленных Мэтью Боуном. Разве раньше не было подобных инцидентов? Почему именно этот вызвал вдруг такую реакцию?

Я так не писал. Я считаю, что это националисты, имеющие боевое крыло. И что готовились они, видимо, давно. Просто из моего ЖЖ узнали, что я буду давать интервью Reuters в этот день в определенное время. Секретарь говорит, что всю неделю, как выставка Джикии открылась, кто-то звонил и спрашивал, когда я буду.

По одной из версий, появившихся в Интернете, нападение могло быть политтехнологическим ходом. Ведь выиграл от него в первую очередь ты. Прокомментируй, пожалуйста, эту идею.

Те, кто меня знает хоть немного, думаю, считают это абсурдом. Уничтожить работы, раскромсать лицо в мясо, ради чего? Я, по крайней мере, эту версию встречал только в комментариях тех же националистов. С другой стороны, несколько последних лет, когда вся политика в стране пропитана бутафорией, создают, видимо, атмосферу, в которой любое событие ставится скептическими мозгами под сомнение.

Американский Newsweek цитирует тебя: "Если волна растущего национализма не будет остановлена к следующей весне, в преддверии парламентской избирательной кампании, эти группы вступят в предвыборную гонку с пугающе высокими рейтингами". Неужели ты считаешь, что ДПНИ будет участвовать в думских и/или президентских выборах? У них же для этого нет никакой юридической возможности. Исключение Курьяновича из ЛДПР ставит крест на объединении ДПНИ с Жириновским, хотя многажды испытанная лояльность Владимира Вольфовича Кремлю изначально делала такой союз весьма гипотетическим. Ни одна из партий, допущенных к выборам, не даст ДПНИ крыши, а если даст, то ее к выборам не допустят. Зачем же в такой ситуации говорить об участии радикальных националистов в предвыборной гонке?

Процитировали меня не точно. Я сказал, что у власти есть время до весны изменить атмосферу в обществе, так как с мая все (именно что все) политические силы будут просто зеркально отражать электоральные настроения, а они таковы, что, например, антигрузинская кампания подняла рейтинг власти очень высоко. Что же касается ДПНИ, хотя я не имел их в виду, но отвечу: вовсе не обязательно быть юрлицом, чтобы влиять на выборы. Юрлиц без шансов пройти 7 процентов достаточно. И найдется тот, кто захочет ради мест в Думе ассоциировать себя с ними.

Есть мнение, что интервью  Newsweek ты дал для того, чтоб получить от Кремля заказ на создание Интернациональной партии или интернациональной линии в уже существующей партии. Схема понятна: мировая общественность впадает в непрекращающуюся истерику насчет русского фашизма, Буш звонит Путину, Путин - Суркову, и транш - в кармане. Ты не один год был совладельцем ФЭПа. А там с создания угрозы и раздувания образа врага всегда начиналась эффективная политика. Разве не так? Исходя из этой схемы, интервью американскому Newsweek производит однозначное впечатление.

Интервью Newsweek просто единственное, которое перевели на русский. Были материалы и в New York Times и в Herald Tribune, и на ВВС, и еще много где. Только что ушли корреспонденты Washington Post, ARTnews. И везде - меня спрашивают, я отвечаю. Или тебе кажется реальным, что я звоню в Newsweek и прошу взять у меня интервью?

Нет, конечно, я так не думаю. Но скажи, тебе все-таки не кажется, что ДПНИ просто разменная монета в сложнейшей битве вокруг фигуры преемника и что тов. Поткина могут использовать в темную, накачивая со всех сторон для различных комбинаций, по-своему, выгодных разным политическим силам, вовсе не только "радикал-националистическим". Но из-за этого рост ксенофобии, вообще нетерпимости в стране стал катастрофическим, что, кстати, не являлось целью ни одного из игроков. В связи с этим возникает такой вопрос. Не думаешь ли ты, что политические технологии, которым ты отдал столько сил и времени, разрушительны для страны?

Кажется. В темную или в открытую - я, конечно, не знаю. В политике есть такой феномен: инструмент, доказавший свою эффективность, становится субъектом. Что касается "политтехнологий, которым я отдал столько сил", - я не отношу к ним ничего, что является криминальным. Но я, кстати, меньше всего думаю, что ДПНИ - организатор погрома. У меня нет сегодня точной информации, кто именно, но я смотрю в другую сторону.

Сторон много. И сюжетов - тоже. И помимо борьбы с радикальными националистами, есть много других тем, вроде бы более важных для той деятельности галериста, которую ты никогда не оставлял. Например, борьба за секулярное общество и секулярную культуру. Почему ты со всем твоим влиянием никогда всерьез не пробовал вписать эту тему в политическую повестку дня, как любили говорить в незабвенном ФЭПе? Так или иначе, но в России не возникло никакого движения художников, общественных деятелей, политиков, отстаивающих принципы светского государства, Конституцию в конце концов. Почему?

Не очень понимаю вопроса. По-моему, я делаю это всегда. Выставка "Россия-2" была этому посвящена полностью. Фестивали, которые я делал, были посвящены именно этому. Наша программа "Галерея Гельмана против мракобесия" была этому посвящена.

Да, но не возникло никакого движения в обществе за секулярность. Посмотри, все вокруг соревнуются друг с другом в преданности консервативным ценностям, очень дурно понимаемым, но неизменно фундаменталистским, а твоя "Россия-2" не функционирует в общественном пространстве, не выступает с акциями, не защищает художников и просто частных лиц от неуемной гражданской активности неофитов. Повторю свой вопрос: почему, как ты думаешь?

Действительно, почему? Что касается "России-2", то многие, увы, увидели в ней опять же политтехнологический ход. Я пытался сформулировать идею для людей своего круга - вне навязанной и бессмысленной дихотомии "за власть - против власти", а мне в ответ одни - что я таким образом призываю перестать бороться с "кровавым режимом", другие - что я идеологически подготовил "Другую Россию". Современное искусство и литература находятся в глухой обороне. Вспомни, как Дума большинством проголосовала за запрет оперы Сорокина и Десятникова. Искусство оказалось удобным врагом: институционально слабое, но символически сомасштабное политическому классу. Художники сегодня просто отвоевывают право быть такими, как они есть. Право иметь свою суверенную территорию, а для того, чтобы влиять на процессы в обществе, нужно много времени.

Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.