GlobalRus.ru
Раздел: Реплики
Имя документа: Победа Москвы
Автор: Дмитрий Нерсесов
Дата: 25.10.2006
Адрес страницы: http://www.globalrus.ru/column/783239/
Победа Москвы

Саакашвили остался один на один с "сепаратистами"

Фиксацию на высшем уровне российской позиции, в соответствии с которой Москва снимает с себя ответственность за урегулирование разногласий между Грузией и ее «сепаратистскими» провинциями – Абхазией и Южной Осетией, – можно считать значительным успехом отечественной дипломатии. После заявления президента Путина, сделанного на неформальной встрече с лидерами ЕС в Финляндии, и Запад, и режим Саакашвили оказались в ситуации, которой так хотели избежать: Тбилиси остается один на один с «сепаратистами» в условиях, когда силовое решение напрочь отвергается Западом, а мирное – предполагает торг с Сухумом и Цхинвалом по поводу условий реинтеграции.

Что это значит? Да все то же: Саакашвили придется смириться с мыслью, что во имя единства страны придется допустить к разделу скудного ресурсного пирога абхазов и осетин. Собственно, он уже понял это и на прошлой неделе во всеуслышание заявил, что готов дать всем желающим грузинское гражданство, не сделав никаких оговорок в отношении «преступной элиты» или чего-то в этом духе.

Но ведь, как не раз уже говорилось, принять сепаратистов – значит отнять пару кусков у кого-то из нынешних союзников режима. А их не так уж много. Так неужели Саакашвили решил оказаться от только что оформившегося курса на консолидацию режима и концентрацию всех реальных ресурсов страны в руках узкого элитарного круга?

Вряд ли. Скорее всего, политика официального Тбилиси будет развиваться в рамках прежней тактики консолидации и решительной борьбы с оппозицией, выстраивания жесткой вертикали власти и последовательной «грузинизации», т.е. пресечения всех претензий на автонномизацию со стороны мегрелов, армян, азербайджанцев, сванов, аджарцев. Тем самым будет подготовлена почва для того, чтобы пообещать Абхазии и Южной Осетии по-настоящему исключительный статус в рамках республики.

Таким образом решаются, как минимум, две проблемы: с одной стороны, сепаратисты получают реальные обещания максимума возможного, и на этой основе открываются пути к широкому и плодотворному торгу как с ныне правящими элитами, так и с внутренней оппозицией в Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны, закладывается база для формирования в рамках грузинского государства системы «конфликтного баланса», где интересы «счастливчиков» - абхазов и осетин – противопоставляются интересам остальных региональных группировок. В такой системе «привилегированные» Сухум и Цхинвал будут выступать союзниками тбилисского режима, который, играя роль арбитра и контролируя мощный силовой аппарат, сможет гарантировать им более комфортные условия, нежели те, что предусмотрены для остальных.

О том, что такой сценарий вполне может рассматриваться, свидетельствует и инициатива переноса президентских выборов с 2009 на 2008 год. Всем известно, что в случае их совмещения можно добиться фактической замены выборов парламентских выборами президентскими. В том смысле, что, голосуя за Саакашвили, люди автоматически отдадут голоса и тем силам, которые будут представлять именно его в парламенте. Для режима это крайне важный момент, ведь «простые» парламентские выборы рискуют вылиться в демонстрацию региональных предпочтений: в их итоге парламент станет отражением реальной картины притязаний регионалов на власть и влияние, а не торжеством политики консолидации.

Исходя из намеченных сроков выборов, можно предположить, что «окончательного решения» абхазской и осетинской проблем придется ждать в течение года-двух. Без этого Саакашвили на выборы идти просто не может. А вот получить накануне всенародного голосования мощных союзников – перспектива завидная.

Но кто даст гарантии, что абхазы и осетины вдруг решат поддержать Саакашвили? В принципе, никто. Даже если ему удастся «на сто процентов» удовлетворить требования сегодняшних сепаратистов, симпатии населения этим не купишь.

Но, с другой стороны, кто сказал, что Саакашвили всерьез намерен продлить свой президентский мандат? Он вполне может удовлетвориться ролью объединителя страны и уступить место кому-то иному (о чем весьма прозрачно намекают, например, американцы, заявившие, что они поддерживают «не Саакашвили и его партию, а Грузию и ее народ»), получить какую-нибудь почетную должность и сыграть роль этакого генерала де Голля, ожидающего своего второго призыва во власть...

В принципе, такой сценарий весьма выгоден России. Если все пойдет в таком русле, у Москвы не будет необходимости придумывать предлоги для отказа в принятии Абхазии и Южной Осетии в состав Федерации и бесконечно оплачивать их «независимость». Но самое главное – у России появится мощнейший рычаг давления на Тбилиси: сохраняя контроль над абхазской и осетинской элитами и симпатиями населения, Москва сможет получить решающее влияние на любой правящий режим.

А уж на этой базе можно будет работать над расширением влияния в Закавказье. Ведь в 2008 году предстоят не только грузинские выборы; очень много интересного может произойти и в Армении, и в Азербайджане.

тридэшник
Ежедневный аналитический журнал GlobalRus.ru ©2024.
При перепечатке и цитировании ссылка обязательна.